Рухлядко Николай Васильевич

1938-1981

Н.В.Рухлядко

Н.В.Рухлядко

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1979), полковник (1972).
Родился 15 марта 1938 года в городе Мерефа ныне Харьковского района Харьковской области (Украина). В 1955 окончил 10 классов школы и Харьковский аэроклуб.
В армии с октября 1955. В 1956 окончил Грозненское ВАУПОЛ, в 1957 — Армавирское ВАУЛ, в 1968 — Качинское ВВАУЛ (заочно). Служил в строевых частях ВВС (Прибалтийский ВО и ГСВГ).
4 июня 1963 года выполнял полет на самолете Су-7Б с атакой наземной цели со сложного вида маневра (полупетли). При выполнении восходящей части маневра под углом 90-110 градусов произошел помпаж двигателя с последующей его остановкой и заклиниванием (как выяснилось позже, это случилось из-за обрыва лопаток компрессора двигателя). Попытки запуска двигателя успеха не имели. Летчик катапультировался на высоте 500 метров. Рассказывают, что это наблюдал с земли и командующий объединения. После этого случая, в том же 1963 году, он дал «добро» Николаю Васильевичу на перевод в испытатели.
С ноября 1963 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1 Управление, в 1972-1977 — СЛИ БА, с 1977 — СЛИ ИА). Провёл госиспытания Су-15УТ (1968-1969) и Су-24, радионавигационной сис­темы «Искра» на Су-7БМ; испытания по отработке бомбометания с Су-7Б на предельных режимах (1964), испытания Су-24 при полётах с огибанием рельефа местности, испытания ракет Х-28 на Су-24 (1978).
12 июня 1974 года — катапультирование из Су-24. При заходе на посадку подкрыльевой пилон вместе с топливным баком неожиданно развернуло под большим углом к набегающему потоку, и самолёт с большим скольжением и креном пошёл к земле. Рухлядко дал команду штурману покинуть самолет, что и было выполнено. Сам продолжал бороться и катапультировался лишь на высоте 150 метров.
Погиб 15 сентября 1981 года в испытательном полёте на Су-24.
В этот сентябрьский день Рухлядко полетел с одним из вариантов бомбовой загрузки выполнить серию разгонов до максимальной скорости, взяв с собой на место штурмана лётчика В.А.Лоткова, сдавшего недавно зачёты и допущенного к полётам на этом типе. После очередного выхода на максимальную скорость на высоте одного километра экипаж услышал сзади за кабиной какой-то взрыв и самолёт тут же пошёл «на нос». Лётчики повисли на ремнях с отрицательной перегрузкой. Лотков видел, как командир, убедившись в отсутствии какого-либо управления, не мешкая, потянул рукоятки катапультирования вверх. Прошла секунда, вторая — катапульта «молчала», даже створки фонаря не слетели. Николай медленно повернул к нему голову. Бомбардировщик уже в крутом пикировании нёсся к земле с нарастающей скоростью. Володя не успел ни о чём подумать, а тем более принять какое-то обдуманное решение — руки сами нащупали, сжали и рванули вверх то единственное, что ещё могло помочь ему сохранить жизнь. Последнее, что он успел поймать и унести с собой, «уходя» из кабины — удивлённый взгляд товарища, оставшегося там, за незримой чертой, отделившей его от всего сущего на земле, взгляд, в котором уже можно было прочесть всю неизбежность происходящего.
Причиной катастрофы был пожар и взрыв 3 бака при запуске двигателя.
Жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Похоронен в городе Рига (Латвия), на Старо­гарнизонном кладбище.
Награждён орденом Ленина (08.07.1976), медалями.

Могила Заслуженного лётчика-испытателя СССР Н.В.Рухлядко на Гарнизонном кладбище в Риге. Фото Б.Архангельского

Источники информации:

    • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
    • Взлетная полоса длиной в жизнь / В.Кондауров, Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2000 /
    • РУХЛЯДКО НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ / АХТУБИНСК.RU /

Помогали:

  • Д.В.Верещиков
  • Б.Архангельский

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *