Соковых Анатолий Михайлович

род.1944

А.М.Соковых

А.М.Соковых

Космонавт-испытатель (1982), Заслуженный военный летчик РФ (27.05.1994), летчик-испытатель 1-го класса (8.10.1981), полковник (25.12.1981).
Родился 12 января 1944 года в г.Сковородино Амурской области. Русский. В 1962 окончил среднюю школу №1 г.Лермонтов Ставропольского края.
В армии с 1962. В 1966 — окончил Качинское ВВАУЛ им. А.Ф.Мясникова по специальности «Боевое применение и эксплуатация самолетов» с дипломом «летчик-инженер».
С 27 октября 1966 — в распоряжении командующего 24 ВА. С 16 декабря 1966 — ст.летчик 833 ИАП 126 НАД Группы советских войск в Германии. С 31 марта 1971 — ст. летчик спец. состава 188 ИАП авиации Туркестанского ВО. 30 сентября 1971 — переведен в 85 отдельную ИАЭ. С 5 сентября 1972 — командир звена 176 ИАП 34 ВА Закавказского ВО.
С июля 1973 — слушатель ЦПЛИ ГКНИИ ВВС им.Чкалова, г.Ахтубинск. Окончил ЦПЛИ в 1974.
С 5 февраля 1974 — летчик-испытатель 3 авиационной испытательной эскадрильи (АИЭ) службы летных испытаний истребительной авиации ГКНИИ ВВС им.Чкалова. С 1975 по 14 сентября 1978 учился в Ахтубинском филиале МАИ по специальности «Самолетостроение», получил диплом инженера-механика.
17 июня 1976 — переведен на должность старшего летчика-испытателя во 2-ю АИЭ 1-го управления. 22 ноября 1976 — переведен в 1 ИАЭ на ту же должность. 10 июля 1978 — переведен на ту же должность в 3-ю АИЭ.
В декабре 1978 был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС для подготовки по программе «Буран». С января 1979 по ноябрь 1980 проходил общекосмическую подготовку в ЦПК (методом сборов). 12 февраля 1982 решением МВКК ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С 11 февраля 1983 — заместитель командира 1 АИЭ — старший летчик-испытатель службы летных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО и самолетов фронтовой авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС.
8 июля 1985 года, когда Анатолий взлетел на МиГ-23МЛ, чтобы закончить программу испытаний нового режима в работе бортовой РЛС — обнаружить, «захватить» и произвести пуск УР «воздух-воздух» по вертолёту-цели, стоящему на земле с работающем двигателем. Цель находилась внутри круга полётов над аэродромом. Только «чёрным затмением» сознания можно объяснить ошибку руководителя полётов, давшего в момент атаки цели команду экипажу самолёта-лаборатории Ан-26 выполнять разворот после прохода ВПП в сторону, где работал Соковых. Ракета после пуска «выбрала» ближайшую, живую цель. Трагедии могло и не быть, если бы лётчики находились на одном канале радиосвязи.
Хотя ракета и не несла боевого заряда, но попав в Ан-26, пробила ему крыло. Самолет рухнул на землю, похоронив весь экипаж…
Из-за этого инцидента Соковых был отчислен из отряда космонавтов и 15 августа 1985 назначен на должность летчика-испытателя (с понижением в должности) 1 АИЭ 3-го управления ГКНИИ ВВС.
С 12 июня 1987 — летчик-испытатель, с 21 марта 1988 — старший летчик-испытатель 1 АИЭ службы летных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО и самолетов фронтовой авиации.
31 мая 1988 — переведен в 1-е Научно-испытательное управление на ту же должность. С 5 июня 1989 — командир эскадрильи — старший летчик испытатель там же.
С 16 ноября 1990 — старший инспектор — старший летчик-испытатель летной службы.
С 8 сентября 1992 — заместитель начальника летной службы — старший летчик-испытатель, ГКНИИ ВВС.
10 августа 1999 приказом МО РФ №01458 уволен в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил.
Награжден орденами Красного Знамени (1972), Трудового Красного Знамени (апрель 1983) и 10 медалями.

Источники информации:

  • «Советские и российские космонавты 1960-2000» / НК /
  • «Буранная» шестерка / И.Сафронов, Коммерсантъ (Москва), 10.04.1999 /
  • Взлетная полоса длиной в жизнь / В.Н.Кондауров, Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2000 /

One comment

  1. Николай:

    Пуск ракеты с отклонением от боевого курса на 30 градусов без разрешения руководителя полетов на полигоне и ряд других нарушений при выполнении полетного задания. Но кого то надо было привлекать к уголовной ответственности за гибель людей. Определили РП. Соковых спрятали. Но ему удалось благодаря покровительству сделать карьеру

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *