Жучков Юрий Васильевич

род.1945

Ю.В.Жучков

Ю.В.Жучков

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1989 г), генерал-майор авиации (1995 г).
Родился 30 августа 1945 года в большой семье учителей в селе Капустин Яр Астраханской области. Отец — фронтовик. До 1954 года жил в селе Солянка Владимировского района той же области. С 1954 года проживал в селе Капустин Яр. В 1963 году закончил 11 классов школы с математическим уклоном в г.Капустин Яр-1 (Ныне – г.Знаменск – один из первых космодромов бывшего Советского Союза). За время учёбы в школе активно занимался авиамоделизмом (Мастер спорта), гимнастикой, акробатикой и др. Имел серьёзные спортивные разряды. Несколько лет руководил авиамодельным кружком при Доме Пионеров села Капустин Яр. Там же выполнил в 12 лет свой первый самостоятельный вылет на планере Бро-1. С 8-го по 11-й класс работал электриком–прибористом-обмотчиком в войсковой части. По окончании школы в 1963 году поступил в Качинское Высшее Военное Авиационное Училище Лётчиков, которое успешно окончил в 1967 году. За время обучения в Училище освоил пять типов и модификаций летательных аппаратов истребительного направления (не считая планеров).
По окончании Училища служил и летал в строевых частях Одесского округа (лётчик, лейтенант, старший лётчик, капитан, зам. командира истребительной авиаэскадрильи), в Группе Советских Войск в Германии (зам. командира истребительной авиаэскадрильи), в Липецком ЦБП и ПЛС (402-й истребительный авиационный полк особого назначения Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени исследовательско–инструкторский смешанный авиационный полк) зам. командира инструкторско-исследовательской авиаэскадрильи, майор.
Через три года после окончания Училища был взят на учёт в НИИ ВВС кандидатом в лётчики-испытатели. Через 5 лет после окончания Училища получил звание «Военный лётчик 1-го класса». Имел опыт боевых вылетов. От повышения в должностях отказывался, так как в буквальном смысле пробивался в лётчики-испытатели, обращаясь по этой проблеме вплоть до ЦК КПСС.
На восьмом году службы в строевых частях и более чем через десять лет после начала лётной деятельности, пройдя жестокий отбор-конкурс, был зачислен слушателем в Центр Подготовки лётчиков – испытателей, который окончил в 1976 году (3-й класс). В 1980 году окончил Московский авиационный институт.
С июля 1976 по январь 1992 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1976—1984 — СЛИ ИА — лётчик-испытатель, старший лётчик-испытатель (подполковник, 2-й и 1-й класс), зам. командира испытательной авиаэскадрильи (полковник), В 1983-1984 — Заместитель начальника Центра подготовки лётчиков-испытателей по лётной работе. В 1984—1989 — начальник Центра подготовки лётчиков-испытателей.
Через громадные усилия руководством ЦПЛИ при прямой и активной поддержке начальника ГК НИИ ВВС генерал-полковника авиации Агурина Леонида Ивановича система подготовки испытателей была поднята на более высокий качественный уровень. Учебные полёты инструкторов Центра по методикам лётных испытаний со слушателями по всем параметрам в законодательном порядке стали приравниваться к испытательным полётам соответствующей степени сложности. Степень участия инструкторов Центра, как опытнейших лётчиков-испытателей ГК НИИ ВВС, в реальных испытаниях стала ставиться в приоритет при формировании испытательных бригад по ведущим тематикам. Программа обучения слушателей в Центре в результате всех преобразований поднялась (на самостоятельном и полностью дооснащённом парке летательных аппаратов Центра) на уровень, при котором после выпуска они приходили в Управления и начинали сразу работать. При непосредственном участии Юрия Васильевича как руководителя и инструктора ЦПЛИ подготовил и воспитал плеяду воздушных асов, которыми гордилась страна, дал «путевку в небо» более ста лётчикам и штурманам испытателям, среди которых — Заслуженные испытатели, Герои России, космонавты.
В 1989-1998 — начальник 3-го Управления испытаний авиатехники и авиационного вооружения кораблей. В 1991 установил мировой авиационный рекорд скорости на вертолёте Ми-8Т. Участвовал в госиспытаниях Су-27К, МиГ-29К и Су-25УТГ на наземном комплексе «Нитка». Был старшим начальником по авиационным испытаниям на ТАКР «Адмирал флота Кузнецов». Провёл ряд испытательных работ на Л-29, Л-39, МиГ-17М, МиГ-19М, МиГ-21, М-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, Су-17, Су-20, Су-22, Су-24, Су-27, Су-25, Су-15, Су-7, Су-9, Ан-26, Ил-38, Ту-134убл, Ми-8, Ми-24, Ка-25, Ка-27 и их модификациях.
К моменту представления на 1-й класс лётчика-испытателя (начало 1982 года) в составе испытательных бригад им было выполнено лётных испытаний: Государственных– 23, Специальных — 20, НИР в воздухе — 6, Контрольных — 16.
В сентябре 1978 года при испытании опытной пушки на МиГ-27 произошло её разрушение с последующим пожаром на двигателе и отказом управления. Катапультировался на малой высоте. В июле 1982 года при выполнении заключительного этапа испытательных полётов опытного Су-17М4 произошел самопроизвольный отказ двигателя. Неоднократные попытки запуска в воздухе результата не дали, выполнил успешную посадку без двигателя на пшеничное поле.
При развале СССР идя на встречу пожеланиям и указаниям военных руководств обоих новообразованных государств по принятию мер для сохранения уникальной испытательной базы — с февраля 1992 по сентябрь 1998 — Начальник Государственного Авиационного научно-испытательного Центра ВС Украины (генерал-майор авиации 1995 г).
ГАНИЦ ВС Украины, созданный на базе 3 Управления, был включен в состав ВВС Украины как единая, уникальная организация и испытательная база и имеющая большой опыт сопровождения исследовательских разработок и всех видов испытаний авиационной техники и вооружения, авиационного вооружения кораблей (судов), космической техники. Были созданы новые подразделения по решению задач:
— Проведение государственных, контрольных, специальных (наземных и летных) испытаний и сертификация авиационной техники и вооружения;
— Проведение испытаний по оценке возможности продолжение ресурса авиационной техники и вооружения; полигонное обеспечение боевых работ с выполнением внешне-траекторных испытаний, при освоении ВВС, ПВО новых комплексов.
– Проведение испытаний авиатехники и вооружения, которое закупается за границей;
— Проведение испытаний воздушных судов и оснащения Гражданской авиации;
— Отбор, подготовка летчиков и штурманов-испытателей для ВВС и гражданской авиации;
— Совместные испытания и исследования с другими научными организациями и предприятиями.
Уникальная испытательная организация и её база через громадные трудности в моменты реформирования и становления была не только сохранена для авиационных исследований и испытаний в интересах обоих государств, но и получила в это время дальнейшее развитие.
Большой опыт и летное мастерство Юрия Васильевича особенно ярко проявились в организации и создании пилотажной группы «Украинские соколы». Он был первым и основным инструктором «Соколов». Эта пилотажная группа долгое время громко заявляла о себе своими высокопрофессиональными выступлениями на боевых истребителях на авиасалонах мира.
Имеет более двухсот парашютных прыжков и звание «Инструктор парашютно-десантной подготовки» (январь 1976 г.). На всех вышеперечисленных должностях лётчика-испытателя (а это почти четверть века – в дополнение к предыдущим более чем десяти в строевых частях) не прерывал активной личной лётно-испытательной деятельности, освоил при этом немногим более 100 типов и модификаций летательных аппаратов, не считая нескольких типов планеров и СЛА. Кроме этого в порядке обмена опытом выполнил по нескольку полётов на самолётах и вертолётах иностранного производства – F-16, Т-18, Т-34, Mustang, А-36, R-22, R-44, Bell-214. Имеет общий налёт около 4000 часов, из них более двух третей — на испытания.
С сентября 1998 — в запасе. Живёт в городе Нижний Новгород. Несколько лет работал в ГУП НПП «Полёт» в должностях — Зам. директора по полигонным испытаниям, затем — Зам. директора по ВЭС и ВПК; на авиационном заводе «Сокол» в должностях — ведущий инженер, начальник отдела, зам. главного конструктора.
Награждён орденами «За службу Родине в ВС СССР» 3-й (15.02.1979) и 2-й (27.12.1982) степени, медалями.

Источник информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • «Обеспечение единого управления»/ Е. Щеканова — газета Авиационного завода «Сокол»- «Рабочая жизнь» №60 14.11.2005 /
  • «На земле, а мыслями всегда в полёте»/ В. Кузьменко — газета «КАФА» №9 06.02.98, г.Феодосия, Крым /
  • «ЦПЛИ в зеркале нашего времени»

12 комментариев

  1. Ольга:

    Спасибо, что создали этот сайт.
    С уважением.

  2. Игорь:

    У меня отец служил вместе с Юрием Васильевичем в Приморском, с 92 по 96 годы. Его зовут Кручай Степан Дмитриевич. Передайте от него привет!

    1. Игорь добрый вечер 90 92гг я был водителем Юрий Васильевича он золотой мужик

  3. Здесь можно найти фотографии ГАНИЦ
    http://ganic.ru/gallery/index.php

  4. Галерея на сайте ГАНИЦ доступна только после регистрации на форуме

  5. владимир:

    Инструктором «Украинских соколов» был Россошанский Виктор Андреевич……а не Жучков.Ю.В.

  6. Георгий:

    Комэск не всегда инструктор

  7. Царахов:

    Служил под руководством Юрия Васильевичв в ЦПЛИ с 1985 по 1988 год, хороший был командир, внимательный деятельный, при нем Центр перешел на двух годичное обучение, значительно увеличился штат самолетов, а инструкторский состав четыре дня в неделю летал на испытания. Бывало в неделю бросал до 64 бомб, а рекорд по пуску корректируемых ракет 16 в день. Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *