Чернобровкин Кир Владимирович

1935-1978

К.В.Чернобровкин

К.В.Чернобровкин

Летчик-испытатель 1 класса. Вертолетчик-испытатель. Парашютист-испытатель. Мастер спорта СССР.
Родился 11 июля 1935 года в г.Пятигорске Ставропольского края.
С сентября 1954 по март 1960 учился в МАИ — радиоинженер. Занимался в институтском аэроклубе самолетным спортом и парашютизмом. Поступил работать в орг. п/я 3910 (г. Киржач) — основной разработчик парашютных и парашютно-спасательных систем — в качестве парашютиста-испытателя, одновременно летал на самолетах и вертолетах организации.
Апрель 1961 — январь 1962 учился в ШЛИ — вертолетчик-испытатель третьего класса. В 1966 году он на «отлично» по всем дисциплинам заканчивает курсы по повышению квалификации летчиков-испытателей, одновременно слушая лекции на мехмате МГУ им. М.В.Ломоносова. До июля 1967 летал вертолетчиком-испытателем и летчиком-испытателем в НИИ автоматических устройств, г.Москва. На Ми-4 установил четыре мировых и всесоюзных рекорда.
В 1967 перевелся в ОКБ О.К.Антонова, где работал летчиком-испытателем до 2июля 1972 года. Проводил испытания самолетов: Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-30 и их модификаций. В качестве ведущего летчика-испытателя выполнил сложнейшие заводские и государственные испытания Ан-12ПС с повышенным взлетным весом — 67 т: первые полеты, продолженные и прерванные взлеты, все отказные ситуации, минимальные скорости, сбросы спасательного катера с десантниками весом 10 т. В 1969 году участвует в авиасалоне Ле Бурже.
В 1972 году, войдя в конфликт с руководством ЛИС ОКБ ввиду неправильной оценки его работы, по его личной просьбе переведен Министром авиационной промышленности СССР на экспериментальный машиностроительный завод Мясищева, где занимался испытаниями самолетов-бомбардировщиков 3М и М-4, воздушного командного пункта Ил-22, летающих лабораторий ОКБ ЭМЗ. Был назначен ведущим летчиком-испытателем опытного самолета М-17.
Погиб 24 декабря 1978 года при выполнении испытательного полёта на М-17 б/н СССР-17100.
14 октября 1978 года умер В.М.Мясищев. В последовавшей организационной неразберихе принимается решение поднять М-17 в воздух к дню рождения генсека Л.И.Брежнева и именно в г.Кумертау, поскольку Башкирию решили сделать «крылатой» республикой. В ЛИИ прошел методсовет и было выдано разрешение на полет после устранения замечаний в путевом управлении.
Несмотря на множество недоделок и мало приспособленный для испытательных полетов аэродром, пилот получил указание приступить к первым пробежкам. 21 декабря Чернобровкин на самолете проводит гонку двигателя и во второй половине дня рулежку на площадке одного из цехов завода. Администрация вертолетного авиазавода, руководствуясь намерением более быстрого выполнения Плана мероприятий к первому вылету, затевает скоростные пробежки в выходной день.
Утро 24 декабря выдалось хмурым и холодным. Для перевозки самолета по снегу и бездорожью на заводе было изготовлено специальное транспортировочное приспособление, представляющее собой тележку с колесами большой проходимости, передвигаемую тягачом. По неизвестным причинам решили доставить самолет на ВПП «Воротыновка» своим ходом по снежной целине. С утра до обеда с огромными трудностями самолет тащили сквозь снежные завалы к началу полосы.
После обеда, в 14.45 первая пробежка была сделана. При этом было замечено, что самолет оторвался от земли и пролетел с десяток метров.
После остановки самолета подошедший руководитель полетов А.И.Никонов сообщил летчику об этом. Чернобровкин возразил, сказав, что заданную скорость рулежки 170 км/ч он строго выдержал и подлета быть не могло.
Для снятия противоречий он попросил разрешить ему повторить пробежку. Никонов задумался, летчик посчитал молчание знаком согласия, закрыл фонарь и быстро порулил на старт, благо двигатель был запущен. Он не дождался даже инженера-испытателя, который по инструкции обязан был осмотреть самолет после первой пробежки. Все прошло так быстро, что никто ничего не успел предпринять.
Короткий зимний день угасал, было сумрачно, повалил крупный снег, еще больше ухудшив видимость.
Самолет разбежался, опять подлетел, слегка накренился и задел законцовкой крыла легковую машину УАЗ, выехавшую на край полосы с боковой рулежки. Крен перешел в скольжение и самолет полетел на людей, стоявших на снежных отвалах вдоль полосы. Летчик резко взял ручку на себя, увеличил газ, и М-17 скрылся в снежном тумане.
Все обмерли: радиолокационная приводная станция не работает, освещение ВПП отсутствует, естественных ориентиров нет, да еще метет пурга! В наступившей мертвой тишине послышался глухой шум двигателя: самолет возвращался и шел на посадку. Но летчик превысил необходимую высоту и ушел на второй круг.
При вторичном заходе на посадку он снизился слишком рано и задел крылом сопку, расположенную у начала полосы. Самолет упал, вращаясь в горизонтальной плоскости. Летчик, не зафиксированный привязными ремнями, ударился виском о переплет фонаря и погиб. Так трагически и нелепо завершилась безобидная пробежка М-17.
Хотя причиной крена при подлетах был назван барахливший правый элерон, в конструкции самолета произошли некоторые изменения. В 1979 году было решено отказаться от крыла изменяемой геометрии из-за возможного заклинивания тросового механизма выдвижения хвостовой части в пользу обычной конструкции со средними значениями кривизны профиля и площади относительно выпущенной и убранной конфигураций исходного крыла.
На М-17 появились традиционные органы поперечного управления — элероны, вместо интерцепторов и концевых элеронов.
В Руководстве по проведению испытательных полетов после драматических пробежек в г.Кумертау самолета М-17 появились требования к пробежкам как к полету.

Источники информации:

  • Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, – Киев: Издательство «КВЩ». – 2005 /
  • «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.3, ч.1 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, Авико пресс, 1999 /

3 комментария

  1. Киселёв Виктор:

    Я летал с Киром в аэроклубе МАИ (на планерах). Был дружен с ним и его женой Леной (Пчелинцевой), тоже планеристкой. После окончания института нам не удалось пересечься. Очень хотелось бы узнать что-либо о его семье.
    В.К.

  2. Кира:

    Здравствуйте, Виктор. Я-дочь Чернобровкина К.В.-Кира. Мама сразу Вас вспомнила и очень обрадовалась. Её телефон 8 910 471 95 27

    1. Владимир Лапин:

      Здравствуйте, Кира. Вот сейчас В. Д. Чижик ( заслуженный парашютист-испытатель о нем рассказывает. 89032638121.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *