Гудков Иван Семёнович

1933-1970

И.С.Гудков

И.С.Гудков

Летчик-испытатель 1 класса, подполковник (1966).
Родился 3 марта 1933 года в селе Вослебово Скопинского района Рязанской области в крестьянской семье. В 1952 году окончил Липецкую спецшколу ВВС.
В армии с 1952 года. В 1953 окончил 26-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС Южно-Уральского военного округа. В 1953 году его направляют для продолжения летной подготовки сначала в Качинское краснознаменное военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова ВВС ВорВО, а затем через год в Батайское военное авиационное училище летчиков имени Серова ВВС Северо-Кавказского военного округа. В совершенстве осваивает пилотирование истребителей МиГ-15, Ла-15, МиГ-19 и др.
После успешного окончания учебы в 1956 году Гудкову присваивают воинское звание «лейтенант» и направляют для прохождения дальнейшей службы в истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Туркестанском военном округе. В 1957 году ему присваивают классную квалификацию «военный летчик 3-го класса». В 1958 г. ему досрочно присваивают воинское звание «старший лейтенант». В феврале 1960 его повысили в должности, назначили на должность командира авиационного звена, в мае присвоили очередное воинское звание «капитан». А в 1961 году присвоили квалификацию «военный летчик 2 класса». В это время он прошел отбор для направления на испытательную работу. В 1962 году Гудкова направляют в ГК НИИ ВВС на должность летчика-испытателя 2АЭ СЛИ войсковой части 18374.
Довольно быстро он осваивает новые для себя типы самолетов Су-9, МиГ-21 и их модификации. Участвовал в испытаниях Су-15ТМ, Як-28П и МиГ-25П. Позднее он стал основным летчиком по испытаниям самолета МиГ-25Р.
В 1963 году он – майор, а в 1966 году – подполковник. В 1965 году его назначают на должность старшего летчика-испытателя и награждают медалью «За безупречную службу» III степени – в 1964 году, и II степени — в 1968 году.
Погиб 6 февраля 1970 года в тренировочном полете на МиГ-21УБ.
В Туркмении, «вблизи населенного пункта Мары, был создан Центр по переподготовке летного состава, отправляемого в район боевых действий. По сравнению с обычными строевыми частями здесь резко повышались требования к условиям ведения воздушного боя, снимались многочисленные ограничения. К тому же подготовка велась в сжатые сроки, и все это не могло не сказаться на безопасности полетов. Для оказания помощи в начале 1970 г. срочно убыл в Мары Иван Семенович Гудков. В последнее время он интенсивно занимался испытаниями различных модификаций МиГ-21. Требовалось выполнить не только показательные полеты, но и подготовить прибывших туда же инструкторов Липецкого Центра переподготовки летного состава ВВС в выполнении интенсивного маневрирования на предельно малых высотах. Улетел и… не вернулся.
В контрольном полете на МиГ-21У, на высоте сто метров, обучаемый, закручивая вираж с максимальным угловым вращением, «перетянул» и самолет вышел на режим сваливания. Как инструктор, Гудков, вероятно, передоверялся достаточно опытному летчику, а когда вмешался, было уже поздно. Все та же тупиковая ситуация – ни высоты, ни скорости. Не спасал даже двигатель, работавший на форсаже. Не оставалось времени и на принятие решения о катапультировании. Именно на принятие решения, поскольку психологически, когда в самолете сидят двое, такое решение всегда дается непросто. В данном случае своевременное вмешательство в управление означало не упустить ту секунду, которая могла бы оставить за спиной то трагическое, после которого нет возврата назад.»
Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награжден медалями.

Источники информации:

  • «Взлетная полоса длиною в жизнь» / В.Н.Кондауров, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2000 /
  • Гудков Иван Семёнович / forum.ahtubinsk.ru /

2 комментария

  1. Юрий:

    Мой двоюродный дедушка.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *