Каарма Энн Веллович

1942-1983

Э.В.Каарма

Э.В.Каарма

Летчик-испытатель 1-го класса (1980), майор.
Родился 9 февраля 1942 года в городе Таллинн (Эстония). Работал грузчиком на канатной фабрике.
В армии с 1962 года. В 1966 окончил Черниговское ВВАУЛ, оставлен в нем летчиком-инструктором. С 1971 – в запасе.
В 1973 окончил школу летчиков-испытателей, в 1975 – Московский авиационный институт.
С апреля 1973 – на летно-испытательной работе в ЛИИ. С 1973 – летчик-инструктор ШЛИ, в 1976-1980 – заместитель начальника ШЛИ по летной части. С 1982 – заместитель начальника ЛИЦ по летной части – начальник комплекса.
Провел большой объем испытаний на Су-24 на режимах предпосадочного маневрирования и установления минимума погоды; испытания по доводке силовой установки МиГ-21БИС. Участвовал в проведении многих испытательных работ на самолетах по тематике института.
Погиб 14 декабря 1983 года при выполнении испытательного полета на МиГ-23. Это был единственный МиГ-23, на котором остались крылья «с зубом», но без отклоняемого носка. Введение в свое время «зуба» на передней кромке крыла отдалило наступление тряски, но зато приблизило срыв. Посадка, да и взлет стали небезопасными, так как запас по углу атаки до сваливания в момент приземления и при отрыве на взлете составлял всего 1-2°. Представители промышленности вынудили С.А.Микояна (в то время И.О. начальника ГК НИИ ВВС) временно допустить такие самолеты к эксплуатации с обязательной заменой крыльев позже на новые, изготовленные по образцу, который скоро должны были предъявить на испытания. Для повышения безопасности в инструкцию летчику записали требование взлетать только на форсажном режиме двигателя, чтобы быстрее набрать безопасную скорость, а посадку выполнять на повышенной скорости. Этот компромисс «откликнулся» через полтора десятка лет.
Начальник летного комплекса ЛИИ летчик-испытатель Энн Каарма выполнял испытательный полет на оценку какой-то доработки автопилота. Взлетал он без форсажа. Сразу после взлета, еще на малой скорости, он снял левую руку с рычага управления двигателем, чтобы убрать шасси и включить испытательную аппаратуру, а рычаг стал сам отходить назад. Тяга двигателя упала, скорость еще более уменьшилась, а угол атаки увеличился до критического (при взлете на форсаже рычаг стоял бы на защелке и не мог отойти, а скорость быстро бы выросла). Отвлекшись на действия с аппаратурой, летчик, очевидно, не заметил уменьшения скорости. Самолет сорвался в штопор и разбился вместе с ним.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награжден орденом Ленина, медалями.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Изменяемая стреловидность / С.А. Микоян, «Авиация и Время» №5/2000 /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

One comment

  1. Е. Орлов:

    Уважаемая Аадминистрация сайта!
    Очевидно здесь опечатка:
    «Представители промышленности вынудили С.А.Микояна (в то время И.О. начальника ЛИИ) временно допустить такие самолеты к эксплуатации…»
    Должно быть «И.О. начальника ГК НИИ ВВС».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *