Межерауп Петр Христофорович

1895-1931

П.Х.Межерауп

П.Х.Межерауп

Летчик-испытатель, заслуженный лётчик СССР (1926), комкор.
Родился 14 (2 — ст.ст.) апреля 1895 году в бедной крестьянской семье. После смерти отца батрачил, а затем поступил на завод учеником слесаря и одновременно на ремесленные курсы.
В армии с 1915 года. Участник Первой Мировой войны, которую он закончил в чине унтер-офицера. В 1917-м он — член исполкома авиационных частей 12-й армии и солдатского комитета, делегат конференции авиаработников Ходынского аэродрома, участник Октябрьского вооруженного восстания в Москве. Здесь в составе отряда Центрального авиапарка он участвовал в штурме гостиницы «Метрополь».
Участник Гражданской войны с февраля 1918 года. Военный комиссар 1-го отряда Смоленской авиагруппы, затем военный комиссар авиации и воздухоплавания 8-й армии. В 1919-м после окончания Егорьевской авиашколы — лётчик 213-го Казанского отряда 13-й Армии, с октября 1919-го — командир того же отряда. Орденом Красного Знамени награжден в 1921 г. — за разведку в апреле 1920 г. в глубоком тылу противника на Перекопском направлении.
С ноября 1921 года командовал 5-м авиаотрядом в Карелии. В августе 1923-го его назначают на должность Начальника ВВС Туркестанского фронта, где его талант военачальника проявился особенно ярко. Так 19 марта 1924 года в районе озера Тузсултан юго-восточнее Хивы 5 самолётов под командованием Межераупа сбросили бомбы на банду Агаджи-Ишана, а затем с высоты 75-100 метров обстреляли её из пулеметов. Понесшие большие потери, деморализованные басмачи были наголову разгромлены бойцами 4-го кавалерийского полка. За умелое применение авиации в боях с басмачами он награждается двумя орденами Красного Знамени, а также орденом Красного Знамени Хорезмской Народной Советской Республики и орденом Красной Звезды 2-й Степени Бухарской Народной Советской Республики.
Летом 1924 года становится лётчиком-испытателем Научно-опытного аэродрома (НОА) в Москве и вскоре включается в перегонку самолётов Р-1 в Афганистан. Так, в период с 29 сентября по 1 октября этого же года был выполнен групповой перелет 6-ти самолётов по маршруту Ташкент — Термез — Кабул протяженностью 1390 км. Маршрут перелета был непростым, участок Термез — Кабул пролегал через горные хребты Гиндукуша, над которыми ещё никто не летал. Подниматься пришлось до высоты 5000 метров. Вынужденная посадка в таких условиях была равносильна гибели. Ветер свирепствовал, самолёты бросало во все стороны, как пушинки. Пришлось рассредоточиться — так было безопаснее. В Кабул прилетели с мокрыми от пота спинами… За этот перелет всем лётчикам, в том числе и Межераупу, были вручены грамоты и высшие награды Афганистана.
20 февраля 1926 года был назначен заместителем начальника НИИ ВВС по лётной части. Он был опытным организатором и руководителем. Межерауп безошибочно угадывал талантливых людей и брал их к себе на работу. В том же году он выполняет несколько сверхдальних перелётов на самолётах отечественного производства. Так, 19-20 июля на самолёте Р-1 М-5С «Красная Звезда» он вместе с механиком М.И.Головановым и журналистом М.Е.Кольцовым совершил перелёт по маршруту Москва — Харьков — Севастополь — Анкара протяженностью 1940 км. Это расстояние было пройдено за 11 часов 16 минут со средней скоростью 178 км/час.
Это был первый перелёт через Чёрное море на участке 290 км, совершенный на сухопутном самолёте. На этом этапе полёт был очень тяжелым. Экипаж встретился в открытом море с грозовыми тучами, из-за чего пришлось неоднократно менять курс и высоту. Горы на Анатолийском берегу оказались окутанными облаками, что вынудило Межераупа еще раз изменить маршрут. Но несмотря ни на что самолёт пришел в Анкару в заданное время. 600-километровый участок пути был пройден за 3 часа 30 минут. Но при посадке он снёс шасси, и самолёт лёг на фюзеляж.
После окончания курсов Высшего начсостава при Военной Академии РККА (в 1927 году), Межерауп некоторое время возглавлял ВВС Ленинградского Военного Округа, а с сентября 1930 года, по приглашению заместителя начальника ВВС РККА Я.И.Алксниса, стал работать в лётной инспекции ВВС.
Погиб 9 сентября 1931 года в инспекционном полёте на Р-5 в районе Брянска.
Самолет пилотировал бывший летчик-испытатель В.О.Писаренко. В этом полёте они встретили туман, преграждавший им путь. Погода была и до тумана плохой и дождливой. Вошли в туман на малой высоте и, зацепив за деревья, погибли.
Останки Межераупа были кремированы и захоронены в колумбарии Донского кладбища Москвы.
Награжден тремя орденами Красного Знамени (1921; 1924; 1925), орденом Красного Знамени Хорезмской Народной Советской Республики (1924) и орденом Красной Звезды 2-й степени Бухарской Народной Советской Республики (1924).

Источники информации:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *