Рыбиков Леонид Денисович

1930-1976

Л.Д.Рыбиков

Л.Д.Рыбиков

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (28.08.1974), капитан.
Родился 6 августа 1930 года в городе Смоленск. С 1945 жил в Москве. В 1947 окончил 3-й Московский городской аэроклуб.
В армии с 1949. В 1952 окончил Качинское ВАУЛ, до 1956 был в нём лётчиком-инструктором. В 1956-1959 служил в строевых частях ВВС. С 1959 — в запасе.
В 1960 окончил Школу лётчиков-испытателей.
С декабря 1960 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. С 1966 был лётчиком-инструктором в ШЛИ.
Провёл ряд работ на самолётах-истребителях по тематике института: исследования по определению взаимодействия продольного и бокового движений на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях; испытания по доводке двигателей на МиГ-23; испытания по сбросу фонарей на самолётах. Принимал участие в испытаниях МиГ-25, Су-17, планера «Вега».
Замечательный художник. В диспетчерской КДП ЛИИ висит панорама аэродрома ЛИИ с заходящим на посадку Ту-22, сделанная Рыбиковым. Точка, из которой сделана панорама, сугубо летная, из кабины самолета, заходящего на посадку на малую ВПП, расположенную под углом к большой.
Кстати, прозвище Волошину — «Майор Вихрь» придумал именно Рыбиков.
Рыбиков задолго до И.П.Волка готовился попасть в отряд космонавтов. Многое было уже сделано, но перелом ноги во время парашютного прыжка (сдуло ветром на ангар) перечеркнул космическую дорогу. Дослужился до командира одного из отрядов летчиков-испытателей в ЛИИ.
Погиб 24 декабря 1976 года при выполнении полёта на Су-15.
Точная причина этой трагедии так и осталась невыясненной. Полетное задание сложности не представляло – требовалось перегнать самолет № 1115337 с аэродрома Луховицы на аэродром Раменское (по прямой около 90 км). Метеоусловия по трассе: облачность 10 баллов, высота нижней кромки облаков от 2500 м на аэродроме взлета с понижением да 250-300 м на аэродроме посадки, видимость тоже понижалась от 5 до 2,5 км. После взлета в 12.52 и выхода на эшелон полета (1800 м) летчик трижды выходил на связь и докладывал о нормальном течении полета. На 5-й минуте полета (244-й секунде по записи бортового регистратора САРПП-12), на удалении 39,5 км от аэродрома вылета самолет столкнулся с землей. По записям самописца было установлено, что начало аварийной ситуации приходилось на 226-ю секунду, когда было зафиксировано кратковременное (2 с.) движение ручки управления. Этому же моменту соответствовал неразборчивый односложный вскрик летчика, зафиксированный диспетчерским магнитофоном. После этого за 4 секунды крен возрос до 80-90 градусов, а вертикальная скорость снижения до 100-120 м/сек. В течение 6 секунд от начала аварийной ситуации летчик не препятствовал ее развитию и не вмешивался в управление. На 232-й секунде летчик запросил землю: «Наблюдаете меня?», после чего на связь больше уже не выходил. По анализу отпечатков на снегу, разбросу аварийных деталей и последующему их анализу выяснилось, что все системы самолета вплоть до столкновения были работоспособны, а на последнем участке траектории самолет был выведен летчиком в горизонтальный полет без крена и столкнулся с землей на просадке, возникшей в результате развившейся до этого большой вертикальной скорости снижения. Средствами аварийного покидания летчик не воспользовался…
Причиной катастрофы в акте расследования была записана внезапная временная (в течение 6-10 с.) потеря летчиком работоспособности, приведшая к прекращению управления самолетом и резкому снижению с большими углами крена. При этом, малый запас высоты и большая вертикальная скорость с креном до 90 градусов не позволили летчику после восстановления работоспособности вывести самолет и избежать столкновения с землей. По заключению аварийной комиссии, потеря Л.Д.Рыбиковым работоспособности могла быть вызвана разрядом молнии, т.к. на фотоснимках экрана наземной РЛС в районе катастрофы зафиксированы электрические разряды в облаках.
Жил в Москве. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён орденами Ленина (11.10.1974), Красной Звезды (21.08.1964), медалями.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Страстная неделя / Л.С.Попов, М.:Издательский дом «Авиация и космонавтика»; Агенство «Кречет», 1995 /
  • Испытания системы дозаправки Су-15 / Василий Павлов (Москва), журнал «Авиация» № 9 (№1/2001) /.

Помогали:

  • Д.В.Верещиков
  • С.С.Еремин

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *