Иващенко Иван Тимофеевич

1905-1950

И.Т.Иващенко

И.Т.Иващенко

Герой Советского Союза (5.03.1948), летчик-испытатель 2-го класса (1945), подполковник.
Родился 16 октября 1905 года в городе Усть-Лабинск Краснодарского края. Работал батраком, рабочим.
В 1927-1930 служил в армии (в кавалерии). В 1932 окончил Кубанский сельхозрабфак.
В армии с 1932 г. В 1932-1933 г. учился в Луганской военно-авиационной школе пилотов (ВАШП), в 1934 окончил Качинскую ВАШП. Служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-финской войны: в ноябре 1939-марте 1940 — командир авиационной эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка.
В 1940-1941 — летчик-испытатель завода №24 (г.Москва); испытывал авиационные двигатели.
В 1941 — летчик-испытатель Летно-исследовательского института.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 — летчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО г.Москвы).
В 1941-1943 — летчик-испытатель авиазавода №1 (г. Куйбышев); испытывал серийные Ил-2.
В 1943-1945 — летчик-испытатель авиазавода №301 (г. Химки); испытывал серийные Як-9.
С августа 1945 г. — на летно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна. Поднял в небо и провел испытания МиГ-9М (ФР) (июль 1947), МиГ-9 (ФФ) (24.05.1948), МиГ-15/3 (С-03) (15.06.1948), МиГ-15П (СП-1) (декабрь 1949), МиГ-17 (СИ) (17.01.1950), участвовал в испытаниях МиГ-9, МиГ-15 и их модификаций, И-250.
Погиб 17 марта 1950 года в испытательном полете на опытном МиГ-17 (СИ).
Набрав 11000 м, он выполнил намеченную программу и, не обнаружив в поведении машины ничего нового, снизился до 5000 м. Неожиданно самолет вошел в крутое пикирование. Несмотря на весь свой опыт, летчик не смог справиться с ситуацией и даже не успел передать по радио ни слова. СИ врезался в землю с огромной скоростью. Пилот погиб, а от машины остались лишь мелкие обломки.
Чтобы разобраться в причинах случившегося, требовалось продолжить летные эксперименты. Еще до гибели И.Т.Иващенко А.И.Микоян пригласил в ОКБ военного летчика-испытателя Г.А.Седова, работавшего до этого в ГКНИИ ВВС. С марта 1950 г. он начал полеты на опытном СИ-2, постройку которого закончили в начале года. В одном из полетов Седов попал в условия, близкие к тем, которые привели к гибели Иващенко. После превышения скорости 1000 км/ч начался флаттер стабилизатора, в результате чего рули высоты в значительной степени разрушились — от них осталось около 40% площади, внешние части были оторваны симметрично с обеих сторон. Пилоту удалось перевести истребитель в набор высоты, снизить обороты двигателя и погасить скорость. Позднее Г.А.Седов вспоминал: «Я готовился к этому режиму заранее, так как мы знали, что разрушение горизонтального оперения на первой опытной машине произошло на скорости 1020-1044 км/ч. Быстрая реакция летчика здесь ни при чем. Когда все это произошло, самолет находился в нормальном положении и даже стал немного задирать нос. Попробовал рули высоты — машина подчиняется. Правда, при заходе на посадку, когда упала скорость, была опасность, что площади оставшихся рулей не хватит, но все обошлось, и опытная машина была спасена».
Иващенко жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденом Ленина (5.03.1948), 3 орденами Красного Знамени (7.04.1940; 31.07.1948; 15.11.1950, посмертно), орденами Отечественной войны 2-й степени (29.04.1944), Красной Звезды (3.11.1944), медалями.

Источники информации:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *