Расторгуев Виктор Леонидович

1910-1945

В.Л.Расторгуев

В.Л.Расторгуев

Лётчик-испытатель 2-го класса (1943).
Родился 30 октября (по другим сведениям — 12 ноября) 1910 года в городе Саратов. Работал шофёром.
В 1931 окончил Высшую лётно-планерную школу (Коктебель), оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1937-1939 — командир планерного отряда Центрального аэроклуба. Установил ряд всесоюзных и мировых рекордов по планерному спорту.
В 1939-1941 — лётчик-испытатель ЦАГИ. Провёл испытания FW-190A.
С апреля 1941 по май 1945 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 — лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г.Москвы).
Выполнил первый полёт и провёл испытания планеров Г-11 (2.09.1941), А-7 (2.09.1941), ЛС (18.08.1942); самолётов Як-3ПД (3.10.1944), Як-3 с ВК-108 (19.12.1944), Як-3РД (22.01.1945), Як-3Т (24.01.1945). Провёл испытания: ЛаГГ-3 на флаттер (1941); Пе-2 на штопор (1942); Ла-5 на штопор(1943); Як-3 на штопор (1944); Як-5 (1944); Як-8 (1944); Як-10 (1945).
С 1945 — лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Внес большой вклад в разработку методики вывода из плоского штопора.
15 августа, при испытаниях Як-3РД после нормального включения ЖРД через 10…15 с упала тяга при одновременном падении давления керосина. Спустя еще несколько секунд кабина наполнилась брызгами и парами керосина, попавшими в лицо и глаза летчика, что крайне затруднило пилотирование. Летчик выключил РД и благополучно сел на Центральном аэродроме. На земле комиссия обнаружила обрыв шунтовой трубки керосиновой магистрали высокого давления. Неисправность устранили.
Погиб 16 августа 1945 года при выполнении испытательного полёта на Як-3РД.
В этом полете после выключения ЖРД самолет набрал высоту 2500 и, сделал «площадку» и плавно перешел в планирование, угол которого стал постепенно увеличиваться. На пикировании, сначала почти отвесном, а у земли 45…50°, самолет врезался в землю. Расторгуев погиб.
Причину катастрофы установить не удалось, но достоверно, что не было взрыва РД, пожара или явного разрушения самолета в воздухе. В акте комиссии высказано предположение, что причиной катастрофы могла быть потеря летчиком способности управлять самолетом или поломка в системе управления рулем высоты.
По мнению летчика-испытателя Л.И.Тарощина, «если вчера лопнула керосиновая труба, то сегодня лопнула с азотной кислотой. А она удушающая».
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Награждён орденами Красного Знамени (29.04.1944), Трудового Красного Знамени (02.07.1945), «Знак Почёта», медалью.

Источники информации:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *