Бровцев Сергей Георгиевич

1920-1964

С.Г.Бровцев

С.Г.Бровцев

Герой Советского Союза (25.06.1958), заслуженный лётчик-испытатель СССР (24.01.1963), полковник (1958).
Родился 18 августа 1920 года в деревне Пестово ныне Спировского района Тверской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943. С 1923 жил в посёлке Спирово ныне Тверской области. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал слесарем-ремонтником на текстильной фабрике. В 1937 окончил Вышневолоцкий аэроклуб, был в нём лётчиком-инструктором.
В армии с апреля 1938. В 1939 окончил Одесскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Дальневосточный ВО).
Участник советско-японской войны 1945 в должности командира авиаэскадрильи 534-го (по другим данным – 3-го) истребительного авиационного полка (2-й Дальневосточный фронт).
В 1946 окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С января 1947 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (3-й отдел, с 1961 – 4-е Управление). Поднял в небо и провёл испытания Як-24 (3.07.1952). Провёл госиспытания вертолётов Як-100 (1950), Як-100У (1950), Ми-6 (1959-1961). Провёл испытания противоштопорных ракет на Як-9, Ла-11, МиГ-15; испытания по сбросу фонаря на Ла-15 (февраль-март 1950); испытания Ми-4 на авторотации (1954), противообледенительной системы на Ан-8 (1960), Ми-6 в сложных метеоусловиях (1963). Участвовал в испытаниях Ми-1, Ми-1У, Ка-15, L-60 и других самолётов (Ил-10, Ла-7, Ла-9, МиГ-9, Як-15, Як-17) и вертолётов (Г-3, Г-4).
В 1959 установил мировой авиационный рекорд высоты на вертолёте Ми-6.
Погиб 16 июля 1964 года в испытательном полёте на винтокрыле Ка-22 (2-й пилот – Ю.А.Гарнаев).
По «Программе совместных испытаний винтокрыла» от 12.01.62 г. оставалось выполнить последний пункт: «Качественная оценка машины экипажами ВВС и ГВФ — так называемый «облет». Первым винтокрыл должен был облетать Герой Советского Союза полковник С.Г.Бровцев. Сначала он слетал на правом сидении вместе с Ю.А.Гарнаевым. В экипаж входили ведущий инженер Владимир С.Дордан, бортмеханик Андрей Бахров и экспериментатор Александр Ф. Рогов. Они взлетели около 7 часов утра и, сделав короткий полет над аэродромом, сели. Замечаний у экипажа не было, и в половине восьмого винтокрыл взлетел снова. На этот раз первым пилотом был Бровцев, а Гарнаев находился на правом сидении. Два задних места в кабине пилотов занимали Бахров и Дордан, в фюзеляже находился Рогов…
Взлет «по самолетному», спокойный полет на высоте 1000 метров в продолжении 15 минут. Скорость до 310 км/час. При планировании и уменьшении скорости до 220-230 км/час внезапно начался самопроизвольный правый разворот, который не удалось парировать левой педалью и штурвалом. Машина развернулась почти на 180°, когда Гарнаев вмешался в управление и, думая, что разворот является следствием разношагицы тянущих винтов, разгрузил их, резко увеличив углы общего шага несущих винтов на 7-8°. Винтокрыл замедлил правый разворот, перевалился на нос и начал круто пикировать. Потеряв 300-400 м высоты, машина уменьшила угол пикирования до 10-12°, но в это время бортмеханик сбросил створку фонаря, она попала в лопасть правого винта, которая обломилась, и несбалансированные центробежные силы оторвали всю правую мотогондолу. Гарнаев дал команду экипажу покинуть винтокрыл. Три парашюта повисли в воздухе, но Бровцев, стремясь отвести Ка-22 от железной дороги, по которой шла электричка, опоздал с прыжком. Винтокрыл упал недалеко от железнодорожного полотна. Пассажиры электропоезда не пострадали. Бровцев и сотрудник КБ Рогов погибли.
Комиссия не смогла установить причину катастрофы. И во время ее работы, и позже, и даже теперь существуют разные версии ужасного происшествия. Можно только воспользоваться рекомендациями аварийной комиссии, на основании которых был составлен перечень работ. Прежде всего необходимо было разработать новую схему управления шагом тянущих винтов с жесткой проводкой и новые тянущие винты с жесткой системой управления шагом. Скорее всего, наибольшее подозрение вызывала система тянущих винтов, которая была устроена так, что в случае самопроизвольного уменьшения шага одного винта регулятор оборотов, стремясь сохранить режим работы двигателей, увеличивал шаг другому тянущему винту. Однако в перечне записаны и другие мероприятия: исследование аэродинамических особенностей винтокрыла в ЦАГИ, проектирование усиленной подвески руля поворота и мотогондолы с улучшенными частотными и прочностными характеристиками. Было намечено проведение динамических испытаний рукавов втулки и усиленных подкосов моторамы. В перечне оказалась записана разработка лопасти типа А-6. Это не было следствием катастрофы — скорее, являлось свидетельством серьезных надежд на продолжение работ по созданию винтокрыла.
Однако «точка» в судьбе Ка-22 уже была поставлена. Предпочтение отдали тяжелому вертолету Ми-6, который с конца 1959 г. был запущен в серийное производство, в 1963 г. принят на вооружение, а в 1964 г. начинается его продажа за рубеж.
Бровцев жил на станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен на Чкаловской.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, 4 орденами Красной Звезды, медалями.
В посёлке Спирово его именем названа улица и установлена мемориальная доска.

Источники информации:Надгробный памятник. Установлен на воинском кладбище около станции Чкаловская Щёлковского района Московской области. Фото А.А.Симонова, 1.05.2007.

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Винтокрыл Ка-22. / В. Баршевский, Самолеты мира №1-2/1997 /
  • «Конструктор вертолетов» (Л.Кузьмина, М., «Молодая гвардия», 1988)

Помогали:

  • С.С.Еремин

One comment

  1. Пустовалов Сергей:

    Был я в тот же вечер с отцом на месте этой катастрофы. Было мне тогда 7 лет и летом мы жили на даче (ст. Ухтомская). Да и аэродром, откуда взлетал Ка-22 от нашего дома в 800 метров.
    Вечером отец приехал с работы и пошли мы на место катастрофы. Упал винтокрыл в «треугольнике между жилыми частными домами поселка Косино (примерно метров 200), Казанской железной дорогой (примерно метров 150) и высоковольтной линией передач (метров 100). Милиция в оцеплении рассказывала, что одного из членов экипажа снесло прямо на ЛЭП. Он моментально сгорел. У другого не успел раскрыться парашют.
    Что запомнилось. Обгоревшая груда обломков с целыми покрышками. В стороне лежит смердящий гарью абсолютно целый хвостовой отсек винтокрыла. А когда уже возвращались на Ухтомскую, увидели торчащую из крыши одного из дач лопасть, пробившую кровлю.
    Недели через две, когда обломки были убраны, местные мальчишки бегали на место катастрофы собирать шарики от подшипников (для рогаток по воробьям).
    Много еще воспоминаний про Ухтомку. При мне первые полеты В-12 совершал. Сначала подвисал над аэродромом перед первыми полетами. На одном из подвисаний тоже потерял лопасть одного из винтов. Хорошо — высота была метров 5, но ударился сильно (желтый). С красным вроде бы приключений не было.
    Интересно было наблюдать испытания по авторотации. На высоте метров в 300 «глушился» двигатель и Камов садился на авторотации. Некоторые посадки были не слишком мягкими, но все обошлось. Сейчас там улица Полубоярова и метро ст. Жулебино.
    С Уважением, Сергей

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *