Папай Александр Сергеевич

род.1950

А.С.Папай

А.С.Папай

Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации (2000), полковник.
Родился 17 июля 1950 года. В 1968 году окончил среднюю школу в с.Репьевка (Новоспасский район Ульяновской области).
В армии с 1970. В 1974 году окончил Сызранское ВАУЛ. Служил в ГСВГ (ГДР).
В 1980 окончил Центр Подготовки Лётчиков-Испытателей (ЦПЛИ) ГК НИИ ВВС.
С 1980 на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Участвовал в проведении государственных, специальных и контрольных испытаний вертолетов Ми-24В, Ми-24П, Ми-24ВП, Ми-26, Ми-8МТ, Ми-6, Ми-4у, Ка-50, Ка-25, Ка-32, Ка-60, Ка-52, Ка-31, изд 03Д2 и их модификаций.
При определении характеристик устойчивости и управляемости вертолета Ми-6 произошел отказ одного двигателя. Под вертолетом внизу был сплошной лес, а на борту вертолета испытательная бригада. Мощности одного двигателя не хватало, чтобы выполнить горизонтальный полет. Вертолет перешел на снижение. Благодаря умелым и грамотным действиям летчика вертолет был посажен на ограниченную площадку. Вертолет был цел, экипаж и члены испытательной бригады не пострадали.
При проведении государственных испытаний вертолета Ми-18, в полете по определению летных характеристик вертолета произошел разрыв трубопровода в системе гидроусилителей управления вертолетом. Благодаря быстрым и своевременным действиям летчика А.С.Папай была выполнена посадка на площадку. Через 40 секунд после начала развития этой ситуации произошел полный отказ гидросистем.
С 2000 года работает старшим летчиком-испытателем АО «Камов». Выполнил первый подъем в воздух опытных вертолетов Ка-31, Ка-62, Ка-60У, Ка-226Т и провел их летно-конструкторские испытания, также выполнил первый подъем первого серийного вертолета Ка-52. Провел испытания первых серийных вертолетов Ка-226.
Активно участвовал в летных испытаниях вертолета радиолокационного дозора Ка-31 и сертификационных испытаниях вертолета Ка-226. Провел летно-конструкторские испытания вертолета Ка-50, Ка-52 с опытными двигателями ВК-2500 по расширению их летных характеристик. Провел летные испытания вертолетов Ка-50 в боевой экспериментальной группе, участвовал в полетах над территорией Чеченской Республики в период активных боевых действий в 2001 году. С целью экспертной оценки выполнял демонстрационные полеты на боевом вертолете Ка-52 с летчиками других стран (Турции, Ливии, Кореи). Активно участвовал в сертификационных испытаниях вертолета Ка-32.
При определении характеристик устойчивости и управляемости вертолета Ка-52 произошел отказ всего электрооборудования вертолета. Вертолет остался без пилотажного, навигационного и радиооборудования. Внизу был сплошной лес и дачные поселки. Выпустив аварийно шасси и в ограниченное время подобрав площадку летчик выполнил посадку. Благодаря грамотным и умелым действиям летчика вертолет спасен цел и экипаж невредим.
23 июня 2010 года на вертолете Ка-62 при выполнении испытательного полета в районе населенного пункта Котельники произошло разрушение хвостового винта вертолета на высоте 150 метров. Вертолет перешел в самопроизвольное левое вращение. Создалась угроза жизни экипажа. Экипаж мог бы покинуть вертолет на парашютах, но внизу был большой торговый комплекс, заправочная станция, а впереди жилой комплекс. Экипаж принял решения сажать вертолет. При выполнении посадки на ограниченную площадку вертолет частично разрушился, а экипаж жив, но получил ранения. Благодаря мужественным, героическим и умелым действиям экипажа на земле никто не пострадал, разрушений нет.
Освоил более 70 типов летательных аппаратов. Имеет общий налет более 7687 часов, из них на испытания 5137 часов.
Награждён орденом Красной Звезды, орденом Мужества (2016) и медалями.

Источники информации:

  • Летчик-испытатель Папай Александр Сергеевич / ветеранвс.рф /

2 комментария

  1. Аксенов Борис Адексеевич:

    Сейчас Александр Папай и Александр Смирнов выписаны из госпиталя.Дело идет на поправку.

  2. Пронин Дмитрий Викторович:

    К настоящему времени А.Папай допущен по состоянию здоровья к летной работе и продолжает работать шеф-пилотом ОАО «Камов».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *