Кочетков Андрей Григорьевич

1908-1990

А.Г.Кочетков

А.Г.Кочетков

Герой Советского Союза (26.06.1958), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), полковник (1947).
Родился 15 (2 — ст.ст.) мая 1908 года в городе Санкт-Петербург в семье рабочего. Русский. В 1925 окончил 9 классов школы. Был чернорабочим горкомхоза в Ленинграде.
В армии с апреля 1927. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Качинскую ВАШЛ. До 1933 служил в строевых частях ВВС (Белорусский ВО). В 1938 окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского (инженерный факультет). Встретившись на выпуске с начальником НИИ ВВС комдивом А.И.Филином, он попросился в испытатели. Комдив удовлетворил его просьбу.
С декабря 1938 по май 1953 — лётчик-испытатель НИИ ВВС. В 1938-1941 был помощником и ведущим инженером в НИИ ВВС. Провёл госиспытания И-16 с моторами М-62 и М-63 (1939), И-21, МиГ-3 (1941), МиГ-9 (1947), Су-9 (1947), Ла-15 (1948-1949), Як-11 (1948-1949), Ла-11 (1949), Ла-200 (1950), МиГ-15бис (1950); испытания МиГ-3 (1941) и Ла-15 (1949) на штопор. Участвовал в госиспытаниях Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, Р-39 «Аэрокобра», «Киттихаук», Як-12, Як-50, МиГ-15 (1948), МиГ-15УТИ (1949).
15 августа 1945 первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном Ме-262) и провёл его испытания. В последнем, 18-м полете на Me-262 в ноябре 1945 года cледовало выполнить горизонтальную площадку с максимальной скоростью на высоте 11 тысяч метров. Скорость быстро нарастала, достигнув максимальной — 870 километров в час. Вследствие смещения аэродинамического центра давления назад самолет все время «зависал на ручке» — стремился нырнуть в пикирование. Одной рукой летчику невозможно было удержать машину в горизонтальном положении. Кочетков начал действовать двумя. Пикирующая тенденция продолжала увеличиваться. Удерживая с колоссальным напряжением ручку правой рукой, летчик перенес левую на сектора управления двигателями и убрал обороты.
Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания лётного состава: в октябре 1941-марте 1942 — в 126-й истребительный авиационный полк (ПВО Москвы); в сентябре-октябре 1942 — в 19-й и 20-й истребительные авиационные полки (Карельский фронт); в ноябре-декабре 1942 — в 3-ю воздушную армию (Северо-Западный фронт); в мае-июне 1943 — в 7-й истребительный авиационный корпус ПВО (Ленинградский фронт).
В марте-сентябре 1944 находился в командировке в США, где провёл испытания Р-63 «Кингкобра». 29 апреля 1944 года покинул штопорящий Р-63 «Кингкобра». В апреле 1944 года американская фирма «Ирвинг» вручила российскому летчику-испытателю Андрею Кочеткову отличительный знак.
В декабре 1950-январе 1951 находился в командировке в Китае.
С мая 1953 по февраль 1959 — лётчик-испытатель ОКБ С.А.Лавочкина. Поднял в небо и провёл испытания Ла-200/2 (20.03.1950), Ла-190 (февраль 1951), Ла-200Б (3.07.1952), Ла-250 (16.07.1956), Ла-250А (12.06.1957).
16 июля 1956 года на первом же взлете Ла-250 произошла авария, но летчик отделался лишь ушибами. Сразу после отрыва, самолет стал энергично раскачиваться с крыла на крыло и, поскольку шасси было уже убрано, Кочетков сел «на брюхо», повредив крыло, фюзеляж и шасси.
28 ноября 1957 г. полет на втором экземпляре Ла-250А закончился тяжелой аварией при посадке из-за внезапно наступившего тумана и отказа двигателей. Кочетков с переломом переносицы и повреждением трех ребер попал в больницу.
Поднял в небо истребитель С-1 ОКБ П.О.Сухого (7.09.1955). Выполнив 12 полетов, он вернулся в ОКБ С.А.Лавочкина, где приступил к испытаниям Ла-250.
Всего испытал 110 типов самолётов. Проводил испытания самолётов на прочность, штопор и флаттер.
С февраля 1959 — в запасе.
Жил на станции Чкаловская (ныне в черте города Щёлково) Московской области, с 1958 — в Москве. Умер 1 мая 1990 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (13.06.1952, 26.06.1958), 3 орденами Красного Знамени (5.02. 1947, 30.04.1947, 31.07.1948), орденами Отечественной войны 1-й (18.08.1945) и 2-й (1.07.1944) степени, 2 орденами Красной Звезды (23.11.1942, 3.11.1944), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • «Триста неизвестных» / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968 /
  • «Лечу за мечтой» / И.И.Шелест, М., «Молодая гвардия», 1973 /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2. / Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Фронтовой истребитель Су-9 («К») и его модификации

3 комментария

  1. Виталий:

    Встречался я с Андреем Григорьевичем во время отдыха в санатории ВВС «Чемитоквадже»,где в клубе санатория была организована с ним встреча.Рассказывал о своей командировке во время войны в США.Принят он был публикой классно!

  2. Геннадий:

    Общался с Андреем Григорьевичем в 1988-89 г. в Москве: не по годам энергичный, великолепная память… Он передал мне для копирования 16-мм киноплёнку — презент от фирмы «Белл» об их работе (с инженером Ф.П.Супруном) по «Кингкобре» в 1944 г. Кинокадры были в эфире в одной из передач «Открытого мира» РТР.
    Увы, Андрею Григорьевичу не суждено было их увидеть…
    Светлая ему память!

    1. Евгений:

      Геннадий, здравствуйте!
      Можно ли найти упомянутые Вами кадры или запись этой передачи в интернете?
      Заранее спасибо.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *