Галлай Марк Лазаревич

М.Л.Галлай

М.Л.Галлай

1914-1998

Герой Советского Союза (1.05.1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), полковник (1951), доктор технических наук (1972), профессор (1994).
Родился 16 (3 — по ст.ст.) апреля 1914 в Санкт-Петербурге. С 1930 работал токарем на заводе «Красный Октябрь».
В 1932-1935 учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ. В 1935 перевёлся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937. С 1935 занимался парашютным и планерным спортом в Ленинградском аэроклубе. В 1936 окончил самолётное отделение аэроклуба, был в нём инструктором парашютного спорта.
С 1936 — на практике в ЦАГИ. После окончания института работал инженером по лётным испытаниям в ЦАГИ. Тогда же, без отрыва от производства, окончил лётную школу ЦАГИ.
С сентября 1937 — лётчик-испытатель ЦАГИ. С мая 1941 по январь 1942 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо и провёл испытания СБ на трёхколёсном шасси (16.09.1940), УПО-22 (1941). Участвовал в испытаниях СБ на флаттер (1941), доводке маслосистемы Ер-2 (1941).
В армии с июля 1941. Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 -лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г.Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на МиГ-3 для отражение вражеских налётов, сбил 1 самолёт противника; в январе-марте 1942 — заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на Пе-2; в мае-июне 1943 — лётчик 890-го авиационного полка (АДЦ), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника. В ночь с 9 на 10.06.1943 его самолёт был сбит в районе Брянска. Покинул самолёт с парашютом, нашёл партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на У-2 вывезен через линию фронта.
С апреля 1942 по июль 1950 — вновь лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо (9.08.1946) и провёл испытания МиГ-9 («Ф-3»). Провёл испытания Пе-2 с пороховыми стартовыми ракетами (1943), Як-7 с ВК-105 с опытным ламинизированным крылом (1944), планерного варианта Me-163 (1946), Ту-4 (1947-1948), системы дозаправки на Ту-2 (1949), вертолёта Ми-1. Участвовал в доводке мотора АШ-82 на Ла-5 (1943), подборе и доводке винтов на Пе-2И (1944), облёте Су-6, Су-8, И-250, Су-12 (1947), Як-20 (1950) и других самолётов.
С июля 1950 по декабрь 1954 — лётчик-испытатель НИИ-17 (НПО «Взлёт»). Проводил испытания различного авиационного радиолокационного оборудования на самолётах МиГ-15, Ли-2 и других. Провёл испытания радиолокационного оборудования И-320 («Р-2»), Ла-200 (1953) и Як-25М (1953-1954).
С января 1955 по июль 1958 — лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева. Поднял в небо (27.03.1956) и провёл испытания 3М; участвовал в испытаниях М-4.
С июля 1958 — в запасе. С 1959 — заместитель председателя Методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве лётными испытаниями новых самолётов и вертолётов — Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22, В-12 и других. В 1958-1975 — старший научный сотрудник ЛИИ. Вёл большую научную работу, опубликовал около 30 научных трудов. В разное время преподавал в Школе лётчиков-испытателей, Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации. В 1960-1961 — инженер-методист отряда космонавтов. Член Союза писателей, автор многих книг.
Жил в Москве. Умер 14 июля 1998 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина (29.04.1944, 20.09.1947, 1.05.1957), 4 орденами Красного Знамени (24.07.1941, 13.06.1942, 19.08.1944, 5.02.1947), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945, 11.03.1985), орденами Красной Звезды (31.07.1948), «Знак Почёта» (13.04.1984), медалями.
Его именем названа малая планета. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Сочинения:

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Анохин Сергей Николаевич / Герои страны /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *