Зубрицкий Юрий Павлович

1950-2011

Ю.П.Зубрицкий

Ю.П.Зубрицкий

Заслуженный летчик-испытатель РФ (28.12.1998).
Родился 25 декабря 1950 года.
В армии с 1968 года. В 1974 году окончил Качинское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1980 года — в запасе.
В 1981 окончил Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ МАП).
С осени 1981 года на летно-испытательной работе на Ташкентском АПО. Проводил испытания серийных Ил-76ТД, Ил-76МД, А-50, Ил-78.
С 1989 — на летно-испытательной работе в Воронежском АСО. Проводил испытания серийных Ил-86, Ил-96-300, Ан-148.
В июле 2005 года совершил вынужденную посадку Ил-96 с отказавшим двигателем (попадание птицы).
Выполнил перелет на Ил-96 с Кубы в Воронеж с 1 неисправным двигателем.
Погиб 5 марта 2011 года при выполнении испытательного полёта на Ан-148-100Е.
Ан-148-100Е №61708 предназначался для поставки в Мьянму по контракту, подписанному в 2010 году между ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и Правительством Республики Союз Мьянма. Исполнителем контракта являлось ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). В феврале 2011 года самолет завершил в ОАО «ВАСО» летные испытания. На момент катастрофы самолет находился на балансе завода-изготовителя.
Учебный полет по маршруту Воронеж — Рогачевка — Лиски — Россошь — Гредякино — Острогожск — Воронеж был 32-м с момента выпуска Ан-148-100Е №61708. На борту воздушного судна находился экипаж в составе шести человек: командир экипажа – заслуженный летчик-испытатель РФ Юрий Павлович Зубрицкий, штурман-испытатель первого класса Владимир Иванович Ясько, бортовой инженер-испытатель Александр Алексеевич Королев, ведущий инженер по летным испытаниям Анатолий Сергеевич Самошкин и пилоты Республики Союз Мьянма Хтен Лин Аунг и Зау Хтун Аунг. Пилоты Мьянмы проходили обучение в соответствии с утвержденной 15 февраля 2011 г. программой подготовки летного состава на воздушном судне Ан-148-100Е, которая была начата по завершении программы заводских испытаний.
В 10.40 самолет пропал с радаров и через 3 минуты упал у села Гарбузово Алексеевского района Белгородской области вблизи речки Чёрная Калитва. Как указывается в акте комиссии Минпромторга РФ, расследовавшей причины происшествия, в режиме экстренного снижения экипаж непреднамеренно вывел Ан-148 на скорость полёта, которая на 110 км/ч превысила предельную расчётную скорость. Это привело к деформации самолёта, к появлению низкочастотных колебаний и к увеличению перегрузок, что в результате вызвало разрушение самолёта в воздухе. Экипаж погиб.
Жил в г.Воронеж. Похоронен на Коминтерновском кладбище г.Воронеж.
Награжден орденом Мужества (18.12.2005).

Источники информации:

  • Он учит летать самолеты / «Коммуна», N12 (25640), 28.01.2011 /

5 комментариев

  1. Александр:

    Доброго времени суток.
    В энциклоп. статье о Ю.П. Зубрицком сказано, что на Воронежском авиазаводе он работал с 1996 года. К статье есть ссылка на публикацию газеты «Коммуна» (Воронеж). Хочу исправить свою давнюю ошибку. Ю.П. Зубрицкий работал на ВАСО с 1989 года. Хотя Ю.П. завизировал очерк перед публикацией, ни он, ни я, к сожалению, не заметили сбоя хронологии. В таком виде эта статья и появилась на страницах газеты, а после трагедии в марте 2011 неоднократно перепечатывалась с той же неточностью.
    С уважением, Александр Коробанов, Воронеж.

  2. Александр:

    Перелистывал архив и нашел стихотворение Зубрицкого.О том, что он писал стихи, было известно. Но он особо об этом не распространялся. То есть публично их не читал.
    А на тризне два года назад один из его ближайших друзей прочел стихотворение Зубрицкого. Вот оно.

    Юрий Зубрицкий

    Другу

    И снова не могу понять, я не могу постигнуть
    Значенья слов и сути бытия.
    Как так, в расцвете сил погибнуть,
    И полпути к вершине не пройдя.

    Еще вчера казалось:
    нет места больше в сердце для потерь,
    Но вот опять…
    И память, память рвет душу, будто хищный зверь.

    Бедою завершилось лето…
    Ведь мог машину бросить, мог!
    Хотя прости – от боли это,
    Ты до конца исполнил долг.

    И вот стакан, прикрытый коркой,
    Нетронутый стакан, ты слышишь, твой!
    Но не затопишь горе водкой,
    И не найти душе покой.

    Нам суждено в последнюю дорогу
    Тебя безмолвно проводить.
    На нашу долю жребий выпал
    И за тебя работать, жить.

    К сожалению, самому Зубрицкому не довелось…
    Александр Коробанов.

  3. Марат Гильманов:

    Зубрицкий Юра. Мне довелось с ним работать в ЛИСи на ТАПОиЧ с 1983 по 1989. Мы не только работали вместе, но и дружили семьями. В моей жизни он промчался как яркий метеорит, который освещает все вокруг. Он был надежным и верным товарищем, отличным летчиком, заботливым семьянином и немножко романтиком и мечтателем в хорошем смысле этого слова. Помню посадку под Смоленском на военный аэродром при боковом ветре намного превышающем допустимый для А-50. и при отсутствии керосина на второй круг. Я в это время находился в кабине пилотов и наверное у меня впервые появились седые волосы. Ну а если бы за штурвалом был не Зубрицкий появились бы новые кресты на могилах. Я низко склоняю свою голову перед тобой, пусть земля будет тебе пухом.

  4. Игорь Шевердяков:

    Самые лучшие воспоминания о Юре. И когда получал парашют в ПДС, и когда, пилотируя Ил-76, давал мне команду: «Пошел!», и когда за добрым столом, всегда с добрым и легким сердцем! Замечательный друг!

  5. Квасов Олег:

    Эти стихи были написаны в августе 1982 году после гибели в ЛИИ его однокашника по школе летчиков испытателей и моего друга Никулина Юрия Владимировича. Листок со стихами лежал рядом с стаканом водки, прикрытом корочкой хлеба.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *