Заболотский Виктор Васильевич

род.1946

В.В.Заболотский

В.В.Заболотский

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (13.12.1989), капитан запаса (1981).
Родился 19 апреля 1946 года в Москве. В 1961 окончил 8 классов школы. В 1961-1967 работал электромонтажником на заводе. В 1966 окончил 1-й Московский городской аэроклуб.
В 1969 окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ (г.Калуга). В 1969-1973 — лётчик-инструктор Калужского учебного авиацентра ДОСААФ.
В 1975 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1981 — Академию Гражданской авиации (заочно).
С мая 1975 по декабрь 1996 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания Су-15 с изменяемыми характеристиками устойчивости и управляемости (1981-1982), большой объём испытаний Як-38, испытательные работы по исследованию аэродинамики самолётов с острой кромкой, по отработке автоматических систем самолётов-мишеней. Выполнил ряд испытательных работ на МиГ-21, МиГ-25, Су-7Б, Су-26 и других. В 1981 установил 2 мировых авиационных рекорда высоты и скороподъёмности на самолёте «Квант».
Летом 1983 года в районе Йошкар-Олы во время буксировки мишени на высоте 4000 м в его самолет Су-7УБ попала молния. Расплавился замок фонаря, в крыле образовалось шесть отверстий. Несмотря на это самолет удалось посадить.
В 1984-1996 — космонавт-испытатель ОКПКИ. В 1987 окончил Центр подготовки космонавтов. Прошёл подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного и автоматического управления, размещённой на Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ с аэродинамическим качеством, приближенным к «Бурану».
В 1985 году во время испытания гидросамолета АИ (точная копия самолета М-5 конструкции Д.П.Григоровича), построенного Харьковским КБ, при посадке на воду проломилось днище самолета, и он затонул. Лётчики В.Заболотский и А.Галуненко выбрались самостоятельно.
В 1988 году во время испытания легкого самолета «Лидер», с целью его использования для разведки, над атомным полигоном в районе города Оренбурга совершил вынужденную посадку на шоссе. В том же году во время испытания самолета на воздушной подушке произошла потеря устойчивости при повороте. Самолет упал с высоты 30 м и развалился, В.Заболотский травм не получил.
18 февраля 1992 года при пилотировании самолета МиГ-21 по резервным приборам с затемненным остеклением кабины, из-за ошибки оператора связи, сообщавшего параметры полета, пролетел на высоте 5 м от земли между бетонными столбами ограждения аэродрома и снес прожекторную вышку. Несмотря на разрыв обшивки фюзеляжа, сильную течь из баков горючего и системы гидравлики, В.Заболотскому удалось посадить самолет на ВПП.
28 июля 1992 года во время подготовки к «Мосаэрошоу-92«, когда В.Заболотский пилотировал Як-38 (с вертикальным взлетом и посадкой), после выполнения остановки двух самолетов на встречных курсах, на высоте 50 м произошло самопроизвольное катапультирование летчика через остекление кабины. Самолет разбился.
Общий налет — более 6000 часов, освоил более 200 типов летательных аппаратов.
Работал старшим лётчиком-испытателем ОКБ ГКНПЦ имени М.В.Хруничева; проводил испытания различных СЛА. В 1997-2013 — президент Федерации любителей авиации РФ.
Живёт в Москве.
Награждён орденом «За личное мужество» (29.12.1992), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. “Авиационный печатный двор”, 2001 /
  • Виктор Васильевич Заболотский / Космическая энциклопедия ASTROnote /

3 комментария

  1. Агафонов Сергей Владимирович:

    В 1985 году при посадке на воду проломилось днище самолёта-копии М-5, а не Р-5. Конструктором самолёта-оригинала был не С.П. Королёв, а Д.П. Григорович. Конструктор же самолёта Р-5 Н.Н. Поликарпов — король истребителей тридцатых годов.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *