Тягунин Александр Николаевич

1907-19??

А.Н.Тягунин

А.Н.Тягунин

Летчик-испытатель, майор (194?).
Родился 27 августа 1907 года в с.Большие Березники Мордовская АССР. Работал слесарем, потом машинистом (г.Чита).
В армии с 19 июня 1928 года. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС Красной Армии, в 1932 – Качинскую летную школу. Служил в частях ВВС Ленинградского военного округа (3-я авиабригада ОН). Участвовал в войсковых испытаниях сброса танкеток с ТБ-3 на грузовом парашюте П.И.Гроховского, в высадке массового десанта на маневрах 1935 г.
С 1935 (?) – летчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях радиокомпаса Карбанского (1935), возможности сбрасывания с самолета ТБ-3 4АМ-34Р танка Т-37 с малых высот, на воду (1937).
Осенью 1937 года на АНТ-6 принимал участие (второй пилот М.В.Водопьянова) в поисках самолёта ДБ-А Н-209 С.А.Леваневского. В 1938 году принимал участие в вывозке экипажей ледоколов «Садко», «Седов» и «Малыгин», зажатых во льдах в северной части моря Лаптевых.
Участник Советско-Финляндской войны (1939-1940).
В дальнейшем – пилот Главсевморпути. В феврале 1941 на АНТ-6 Н-171 выполнил трансактический коммерческий рейс Москва-Архангельск — Нарьян-Мар — Усть-Кара — Игарка — Хатанга — мыс Косистый — бухта Тикси — Чекурдах — Кресты Колымские — Певек — мыс Шмидта — Анадырь — и обратно по этому же маршруту.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир эскадрильи 432-й дбап 81-й АД.
11 августа 1941 на ТБ-7 №42045 с аэродрома Пушкин вылетел на бомбардировку Берлина. У северной оконечности восточного мыса Лужской Губы самолет был дважды атакован советскими истребителями, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться. Командир приказал экипажу покинуть самолет. Пять членов экипажа погибли.
В конце осени 1941 поднял в воздух и покинул с парашютом радиоуправляемый ТБ-3. Из-за сбоя наведения атака не удалась, самолет потерял управление и упал.
11 октября 1941 года ТБ-7 зав. № 4224 потерпел аварию при вынужденной посадке в районе Иваново-Вознесенска. Вследствие неравномерной выработки топлива и останова двух двигателей произошла посадка самолета на лес. ТБ-7 восстановлению не подлежал. Командир АЭ – командир корабля, майор Тягунин переведен на должность второго летчика.
В 1945 на Ли-2 в составе группы Наркомавиапрома на Дальнем востоке участвовал в обеспечении подготовки и проведения советско-японской войны.
С 17 сентября 1946 — в запасе.
В послевоенное время продолжил работу в полярной авиации (Ил-12). Руководитель полётов в Тикси.
Награжден орденом Красного Знамени (11.04.1940), орденами Отечественной Войны I (19.08.1944, 26.04.1971) и II степени (29.10.1945), орденом Трудового Красного Знамени (1940), орденом Красной Звезды (03.11.1944), медалями.

Источники информации:

  • «Триста неизвестных» / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968 /
  • Первый трансарктический рейс 1941 г. / А.Тягунин, «Советская Арктика», №5/1941 /
  • Небо начинается с земли. Страницы жизни / М.В.Водопьянов /
  • Тягунин Александр Николаевич / Полярная Почта /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /

One comment

  1. Татьяна:

    Здравствуйте!
    Благодарю Вас за опубликованный материал! К сожалению, нигде нет данных биографии Тягунина А.Н. после войны (более подробной) …. В той информации, которую Вы разместили, есть кое — какие дополнения к тому, что у меня было. Ещё раз спасибо!
    С уважением,
    Татьяна
    P.S. Если Вам удастся пополнить биографию новыми фактами, пожалуйста, сообщите мне. Заранее благодарю.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *