Чернышев Александр Васильевич

род.1953

А.В.Чернышев

А.В.Чернышев

Заслуженный летчик–испытатель России (31.08.1998), полковник (1989).
Родился 28 мая 1953 года в городе Батайск Ростовской области в семье рабочего. В 1970 году окончил среднюю школу.
С 1970 — в армии. В 1974 году окончил Качинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС (ГСВГ, Одесский ВО).
В 1981 окончил Центр подготовки летчиков–испытателей ВВС (Ахтубинск).
С 1981 — летчик-испытатель ГК НИИ ВВС. В 1985 окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе.
В июне 1990 года назначается заместителем начальника центра по летной подготовке – начальником летной службы – старшим летчиком–испытателем Государственного научно–исследовательского центра Министерства обороны РФ.
В качестве ведущего летчика–испытателя провел 75 испытательных видов работ самолетов, вертолетов, вооружения и оборудования, в том числе 7 летно–конструкторских, 8 государственных, 34 специальных, 17 контрольных, 4 приемо–сдаточных, а также 5 научно–исследовательских работ в воздухе. Наиболее интересные из них: летно–конструкторские и государственные испытания авиационного комплекса МиГ–31М, государственные испытания авиационного комплекса перехвата МиГ–31Б, летно–конструкторские и государственные испытания самолета Су–25УБ, летно–конструкторские и государственные испытания самолета Су–27У, государственные испытания самолета–разведчика Су–17М–4Р, специальные летные испытания самолета МиГ–23МЛД на больших углах атаки.
В сентябре 1991 года при проведении государственных испытаний самолета МиГ–31Б на взлете с полной боевой загрузкой после отрыва от земли произошел внезапный отказ маслосистемы правого двигателя. В этом случае требуется немедленно выключать двигатель, но тогда тяжелый самолет пойдет на недопустимое снижение. Можно бы сбросить подвески, но тогда будут утрачены уникальные образцы вооружения. Единственно правильное решение – уменьшить тягу правого двигателя до минимально возможной. Полным отклонением рулей удерживая самолет от крена и скольжения, набирает безопасную высоту полета, производит аварийный слив топлива, выключает отказавший двигатель и благополучно выполняет посадку на одном неповрежденном двигателе.
В феврале 1993 года при проведении специальных летных испытаний системы автоматического перехвата на самолете Су–27УБ при выходе из атаки в автоматическом режиме управления возникла самопроизвольная раскачка самолета с резким нарастанием знакопеременной перегрузки. На втором развороте самолет достиг предельной отрицательной перегрузки. Промедление даже на секунды неминуемо привело бы к срыву в перевернутый штопор и разрушению самолета в воздухе. Под воздействием больших знакопеременных перегрузок пилот сумел отключить систему автоматического управления и восстановил контроль над самолетом. Полученный фактический материал позволил определить причину дефекта и произвести необходимые доработки в систему автоматического управления. Испытания были закончены успешно и режим автоматического перехвата рекомендован строевым частям.
С ноября 1994 года — летчик-испытатель в представительстве Заказчика ОАО «Роствертол». Выполнял приемо–сдаточные летные испытания вертолетов Ми–24П, Ми–24В и Ми–26Т после капитально–восстановительного ремонта.
В сентябре 1997 года, будучи командиром экипажа вертолета Ми–26Т с водосливным устройством ВСУ–15 на внешней подвеске, провел первые испытания по транспортировке, забору воды из водоема и сбросе ее в обусловленное место.
Демонстрировал противопожарный вариант Ми–26Т с ВСУ–15 на внешней подвеске на международном авиасалоне в Анкаре (Турция).
Демонстрировал Ми–35 в зарубежных странах–Ираке, Болгарии, Кипре, Париже, а Ми–26Т — в Турции, Южной Корее и на международном авиасалоне МАКС–95.
В 2002 году проводил приемо–сдаточные летные испытания модифицированных вертолетов Ми–24В и Ми–24П, оборудованных адаптированной светотехникой под применение очков ночного видения. Проводились испытания модернизированного вертолета Ми–24ПН.
Общий налет составил 5600 часов.
Награжден орденом Красной Звезды (1988), медалями.

Источники информации:

  • «Испытатели винтокрылых машин» / А.К.Ермашев, Ростов-на-Дону, 2005 /

One comment

  1. Капулкин Борис:

    Я хотел бы приобрести у Вас книги: «Технология монтажа и испытаний бортовых систем летательных аппаратов» и «Проектирование стендов для испытаний и контроля бортовых систем летательных аппаратов».
    Капулкин Борис

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *