Мареев Виталий Григорьевич

1909-2006

В.Г.Мареев

В.Г.Мареев

Лётчик-испытатель 1 класса, почетный лётчик-испытатель МАП СССР, полковник.
Родился 22 марта 1909 года в г. Москве в семье рабочего. Окончил 9 классов. После смерти Ленина по спецнабору принят в «Осоавиахим». Как активист, был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, куда поступил 10 октября 1928 года. После окончания «терки», в декабре этого же года был направлен в Оренбург для продолжения учебы.
Окончил Третью военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (г.Оренбург) 30 апреля 1930 года. Служил в 16-й авиабригаде САВО (Среднеазиатский военный округ) в г.Ташкент. Летал на АНТ-3, АНТ-9, занимался воздушной разведкой. Там стал парашютистом. Один из прыжков был по тем временам уникальным: прыгнул с высоты 6 км, а парашют раскрыл на 600 метрах. За это достижение награжден редчайшей тогда вещью — электрочайником. В июле 1936 уволен в запас в звании старшего лейтенанта.
Окончил курсы летчиков-испытателей ЦАГИ, по окончании был оставлен в летном отделе ЦАГИ.
С 1936 — на летно-испытательной работе на Киевском ремонтном авиазаводе (КиРАЗ). Проводил облет и испытания И-2бис, У-2 (По-2), И-5, И-15, И-15бис «Чайка», И-16, Р-5, Р-Z, ХАИ-1, ОКО-1 и др. К началу Великой Отечественной войны КиРАЗ выпускал крылья и хвостовое оперение истребителей МиГ-3, и война застала Мареева в ЛИИ. Здесь он участвовал в подборке винтов для МиГ-3.
После бомбардировки КиРАЗ и эвакуации его остатков в Новосибирск, Мареев с июля по октябрь 1941 — на летно-испытательной работе на авиазаводе № 31 (г.Таганрог). После эвакуации завода в г.Тбилиси был мобилизован для прикрытия с воздуха железной дороги Таганрог-Ростов.
Позднее служил на авиазаводе под Москвой, где собирали самолеты, произведенные на сибирских авиапредприятиях. За месяц испытывал более сотни машин.
В 1944 окончил курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП.
В послевоенное время продолжил работу на Киевском авиазаводе №43. Принимал участие в заводских испытаниях первых советских вертолетов Г-3 (1947), Г-4 (1948), Ми-1 (1947). Участвовал в авиационном параде «Дня авиации» в Тушино (1947). С 1950 года облетывал серийные Ан-2 (1494 самолета из 3320, построенных на КиГАЗ ). Всего на его счету 5273 испытанных самолета, налет — около 3600 часов, освоил 37 типов летательных аппаратов.
После завершения летной работы в 1964 до 1997 г. продолжал трудиться на киевском заводе «Авиант».
26 августа 2004 95-летний летчик совершил 20-минутный полет на Ан-2. До этого он 30 лет не садился за штурвал. Виталий Григорьевич стал старейшим в мире человеком, совершившим самостоятельный полет на самолете. Была отправлена заявка в Книгу рекордов Гиннесса. На тот момент он был также старейшим из здравствующих летчиков-испытателей стран СНГ.
Жил в г.Киев. Умер 8 мая 2006 года.
Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (06.04.1985), 3 орденами Красной Звезды (20.09.1947), орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, медалями.

Источники информации:

  • Письма В.Г.Мареева
  • Киевские самолетостроители / В.Степанченко, В.Петренко, Киев, 1970 /
  • «Книга рекордів України»

Помогали

  • А.А.Симонов

2 комментария

  1. Дит:

    Он умер в Киеве 8.5.2006 года

    1. Андрей Симогов:

      Да, Вы правы. Нужно исправить…

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *