"Авиация и космонавтика", 1994, №3-4, с. 44-45.
Сканировал Игорь Степикин



Фото С. ПАШКОВСКОГО

КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ
В. АЛАВЕРДОВ, первый заместитель Генерального директора Российского космического агентства;
Б. БОДИН, заместитель начальника управления формирования государственных космических программ


"Авиация и космонавтика",
  • Сегодня космонавтика является неотъемлемым компонентом во всех определяющих областях человеческой деятельности. В значительной степени это объясняется такими уникальными особенностями космических средств, как глобальность, оперативность, всепогодность, функционирование в условиях невесомости и вакуума.
  • Поэтому космонавтика в России определена руководством страны как один из главных государственных приоритетов. Реформирование космонавтики предусматривает выработку новой концепции, долгосрочной политики и программы космической деятельности Российской Федерации, принятие законодательных актов, ее регламентирующих. Плюс реализацию ряда организационно-технических мер, учитывающих интересы отечественных и зарубежных потребителей, включая страны СНГ, сохранение и дальнейшее использование созданного научно-технического и интеллектуального потенциала.

    ОБНОВЛЕННАЯ СТРУКТУРА

  • Подписание 30 декабря 1991 г. в г. Минске «Соглашения о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства» и Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 185 «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации», предусматривающий образование Российского космического агентства (РКА) и Межведомственной экспертной комиссии по космосу — первые крупные события проходящей реформы. В дальнейшем при участии РКА были подготовлены и приняты соглашения государств Содружества о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства и Протокол об утверждении Положения о Межгосударственном совете по космосу. В августе 1993 г. принят первый в России Закон о космической деятельности.
  • В нашей стране до структурной перестройки в управлении космической деятельностью действовала система, когда ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по космической технике гражданского и военного назначения выделялись из государственного бюджета непосредственно министерствам оборонных отраслей промышленности. В результате, распределяя выделенные государственные средства, а с 1989 г. заключая договоры на выполнение конкретных тем и проектов со своими предприятиями и принимая результаты НИОКР, эти министерства выступали фактически в двух лицах: заказчика и исполнителя работ. У гражданских потребителей, Минобороны и других заказчиков космической техники отсутствовали реальные экономические рычаги для воздействия на разработчиков и изготовителей космических средств.
  • В настоящее время положение принципиально изменилось. В Российской Федерации космическая деятельность отнесена к ведению федеральных органов государственной власти и управления. Определены и государственные заказчики Российское космическое агентство, осуществляющее космическую деятельность в научных и народнохозяйственных целях, и Министерство обороны Российской Федерации, отвечающее за выполнение долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения. При этом государственными заказчиками по отдельным видам космической техники и работам научного и народнохозяйственного назначения могут выступать и другие министерства и ведомства выделение ассигнований на космическую деятельность в научных и народнохозяйственных целях из средств республиканского бюджета Российской Федерации осуществляется на основании Федеральной космической программы России и начиная с бюджета на 1994 г. учитывается в нем отдельной строкой. При этом цели и задачи космической деятельности, научные, технические, технологические пути их достижения и решения, основные исполнители и сроки выполнения работ, необходимые обьемы их финансирования определяются долгосрочной государственной космической программой, которая относится к категории федеральных программ России.

    РОЛЬ РКА

  • Уточненное Положение о Российском космическом агентстве утверждено постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации 25 марта 1993 г. На РКА как на центральный орган федеральной исполнительной власти и государственного заказчика возложено осуществление государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Оно участвует в разработке проекта Федеральной космической программы и представлении его в Правительство Российской Федерации, формировании и размещении государственного заказа на работы по созданию и использованию космической техники в научных и народнохозяйственных целях, в том числе на работы по международным космическим проектам, а также космических средств двойного назначения совместно с Минобороны России. Кроме того, агентство должно обеспечивать совместно с Минобороны России и другими министерствами и ведомствами эксплуатацию, поддержание и развитие наземных и иных объектов космической инфраструктуры, безопасное использование космической техники, выдавать лицензии на космическую деятельность и организовывать сертификацию космической техники. Оно также призвано взаимодействовать с иностранными государствами и международными организациями и заключать соответствующие соглашения, организовывать и координировать работы по коммерческим космическим проектам и содействовать их осуществлению.

    ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ

  • РКА совместно с Минобороны России, Российской академией наук, Миннауки России и другими министерствами и ведомствами прежде всего пересмотрело принципы отечественной космической деятельности с позиции происходящих у нас изменений во всех сферах жизни. В итоге были доработаны и уточнены концепция, основные направления, главные цели и задачи, разработан проект «Государственной космической программы на период до 2000 года».
  • При этом сохранен оправдавший себя ранее при создании высоконадежной космической техники программно-целевой подход. Более того, его роль в условиях перехода экономики на рыночные отношения, сокращения ассигнований и необходимости сосредоточения имеющихся средств и сил на приоритетных направлениях многократно возросла.
  • Проект Программы разработан прежде всего на базе предложений и требований потребителей и ориентирован на сохранение лидирующей роли России как космической державы, создание средств, конкурентоспособных на мировом рынке. Межведомственная экспертная комиссия одобрила общую концепцию.
  • Российское космическое агентство считает необходимым сосредоточить свои усилия на обеспечении выполнения Программы, сохранении и развитии необходимого потенциала космонавтики России. И прежде всего на повышении ее социально-экономической ориентации за счет эффективной конверсии, диверсификации и тиражирования достижений в отрасли народного хозяйства и социальную сферу, большего привлечения коммерческих структур к peaлизации ряда проектов и программ, освоения внутренней и и внешнего рынков услуг космической деятельности.
  • РКА считает, что в период создания рыночного сектора экономики для гарантированного выполнения Государственной космической программы часть организаций и предприятии необходимо сохранить в госсекторе.
  • К этой категории следует отнести ведущие в отрасли предприятия и организации, а долю работ по космической тематике в общем объеме за счет государственной поддержки довести до 70—90%.
  • Для решения задач, стоящих перед космонавтикой, необходимо, чтобы республиканский бюджет Российской Федерации на следующий год утверждался в ноябре-декабре текущего года, а в январе—феврале уже выделялись ассигнования на Федеральную космическую программу в размере до 40% от годового объема. Кроме того, надо своевременно проводить индексацию финансирования работ. Это обусловлено тем, что цикл изготовления космической техники составляет от 7 до 18 месяцев и осуществляется при большой кооперации предприятий и организаций. Несвоевременное материально-техническое обеспечение производства приводит к его остановке и потере высококвалифицированных кадров, что и наблюдается в настоящее время.
  • Космонавтика относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности. Функционирование космической промышленности требует постоянного притока высокообразованных талантливых людей. Поэтому осуществление космических программ способствует развитию системы народного образования, сохранению интеллектуального потенциала России.
  • Дальнейшее развитие отечественной космонавтики, реализация международных космических проектов обеспечат укрепление авторитета России как ведущей космической державы, достижение целей ее внешней политики и развитие цивилизации на Земле.


    Организационная структура центрального аппарата Российского космического агентства