Библиотека

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор…

П. Герман, «Все выше»

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАСПАХНУЛ КОСМИЧЕСКИЕ ДВЕРИ...

Вьюга наметала высокие сугробы на улицах украинского города Житомира. В сумерках промозглого вечера домой спешит учитель Павел Яковлевич Королев, преподаватель русской словесности в местной гимназии. В руках у него маленькая елочка и недорогие новогодние подарки на радость своей молодой супруге Марии Николаевне. Вот — вот должен появиться на свет их первый младенец. Дома близкие встречают его взволнованно — в любую минуту начнутся роды, акушерка уже пришла, ждать остается недолго… Часы отсчитывают последние минуты 30 декабря (старого стиля) 1906 года. Никто, даже самый смелый прорицатель не может предположить, что родится человек, чья судьба так тесно будет связана с эпохальными достижениями человечества — проникновение в Космос в 20 веке. В тот же вечер Павел Яковлевич становится отцом, у него родился сын, которого молодые родители назовут Сергеем.

Еще в свои молодые годы у молодого Королева возникает подчеркнутый интерес к полетам в небо, он удачно строит планеры и летает на них. Будучи студентом — сначала в Киевской политехнике, а потом и в Высшем Московском Техническом училище, он находится под сильным впечатлением брошюры «Новый аэроплан» и в частности раздела «Реактивные двигатели» Константина Эдуардовича Циолковского. В 1929 году он посещает автора в Калуге и заинтересованно и обстоятельно беседует с ним. Так молодой человек глубоко вникает в научные изыскания и проекты этого природного гения. Получив диплом инженера — аэромеханика, Королев с 1931 года активно работает в Группе по изучению реактивного движения — ГИРД. Работа в ГИРДЕ-е, а позже и в Реактивном институте обогащает его новыми знаниями и практикой. Раз и навсегда он понял, что великий смысл всей его жизни — это будут космические исследования. Точно эта целеустремленность помогает ему мужественно переносить любые трудности быта, даже клеветнические обвинения, принесшие ему в 1938 году десятилетний приговор. Его высокий авторитет знающего и умеющего добываться своей цели помогают ему и досрочно освобождают из ссылки. Тогда он не пошел по пути некоторых русских интеллектуалов, которые в это смутное время, (а и теперь), не поняли эпохального исторического перелома в начале 20 века и свою обиду и страдания вложили в руки реакции. Королев ни на минуту не сворачивает со своего пути. Сразу после окончания Великой Отечественной войны его откомандировали в Германию для углубленного изучения немецкого трофейного реактивного оружия. То, что он там разыскал, было крайне мало — союзники давно выслали за океан все, что пошло бы им на пользу. Они приняли с распростертыми объятиями самого фона Брауна, генерала СС. В Тюрингии, в подземельях завода « Миттельверк» нашли (было найдено) только часть технической документации и деталей ФАУ-2. Но и это немногое хватило Королеву понять, что перед ним вчерашний день ракетных разработок и как схема, и как стратегия. Большой интерес в этом случае для советских специалистов представляли материалы и технология сварки тонкостенных деталей, нежели сама конструкция ракетой малой надежности — каждая вторая ракета терпела аварию при запуске или в полете к цели. Очень скоро в СССР закипела работа по созданию более совершенных боевых ракет с дальностью полета в сотни и тысячи километров. Позже работа переросла в создание невиданной по мощности и дальности полета баллистической межконтинентальной ракеты, способной донести «Курчатовскую боеголовку» — ядерный заряд до любой точки земного шара. Каждая минута, каждый день Главного конструктора посвящены конструкторским коллективам, в цехах опытного завода или в степях Казахстана, где он руководил стройкой стартовых площадок, пусковых сооружений и монтажно-испытательного корпуса будущего космодрома. Королев шагает неизведанными путями, рассчитывая только на свою практику и железную логику. Шаг за шагом, с неиссякаемой энергией и самоотречением, в полном размахе он реализует опыт, накопленный на полигоне в Капустином Яре, где начались первые экспериментальные запуски ракет. Работа исключительно напряженная. Чтоб сэкономить время в командировку на Байконур, летают только ночью, на специальном самолете. Это правило позже становится традицией. Разработанная ракета Р-7 оснащена двигателями на жидком кислороде и керосине. Они сконструированы Валентином Глушко, соратником Королева еще по Реактивному институту. В августе 1957 года Р-7 успешно прошла испытания и заступила на боевое дежурство. Создание, испытания и запуск серийного производства этого уникального и по сей день, через 50 лет, летательного аппарата, а также и одновременное строительство космодрома Байконур — великий подвиг советских людей. Я спешу сказать: и до сих пор Байконур является самой большой космической гаванью планеты. Здесь стартуют и приземляются свыше 28 лет международные экипажи. Верно, без отказа до сих пор, служит ракета Р-7, известная всем сегодня ракета-носитель «Союз». Она и теперь основная в современном космическом парке. После гибели американского челнока «Колумбия» в 2003 году именно она спасла МКС от катастрофы, перевозя американских астронавтов на борт станции. Королеву даны колоссальные права и колоссальное доверие руководить невиданным ансамблем из тысячи квалифицированных рабочих, многих институтов, заводов и учреждений. Сам он оказался вполне достоин такого доверия. Однако не надо думать, что он сверхчеловек. Нет. Он просто воплотил в себе все то хорошее, что накопил до этих дней великий советский народ, принадлежал ему и служил ему бескорыстно. По масштабам решенных уникальных задач и исследований Королев признанный лидер среди других «главных» — Михаил Кузьмич Янгель и Владимир Николаевич Челомей. Колоссальная ответственность не позволяют Королеву быть мягким и сентиментальным. Вот почему он категорически против дальнейшей работы над ракетой Р-3, считая ее бесперспективной. Не горячась, с твердой решительностью он настоял перед министром среднего машиностроения Малышевым и другими государственными мужами и убедил их принять его решение о принципиально новой конструкции ракеты. Совсем скоро практика доказала его правоту. Потом, когда на повестку дня встал «лунный проект», Королев резко обрывает свои отношения со старым соратником, «ракетным двигателистом», Валентином Глушко, который отказался работать над темой перспективных кислородно-водородных двигателей к сверхмощной ракете Н-1. Его сотрудникам хорошо запомнились горькие слова о растраченном времени, беззаботности и особенно об отсутствии решительности. Однако главная мечта Конструктора все еще в будущем. Твердо уверовав в близкое его начало, он посылает обоснованный доклад советскому правительству и ЦК Коммунистической партии о запуске на орбиту вокруг земли исскуственного спутника. Для этой цели будет использована все та-же ракета, знаменитая Р-7, которая с незначительными изменениями сможет выполнить задачу. 4-ого октября 1957 г. ТАСС передает новость, которая потрясла мир… Королеву всего 50 лет. Он уже Герой Социалистического Труда и лауреат Ленинской премии, всем признанной авторитет среди ракетчиков. Через год ему присваивается звание академик избирают членом Президиума АН СССР. Не задерживая ни на минуту своих устремлений, Главный продолжает штурм космических глубин. Теперь его внимание направлено на пилотируемый космический корабль. Спутники с опытными животными, исследование Луны и других планет Солнечной системы только прелюдия к новому абсолютному триумфу советской науки и техники. 12 апреля 1961 года в Космос полетел человек. Мир замер, мир тронут, мир зачарован призывом Советов к мирному труду, дружбе и взаимопониманию между народами. Прогрессивное человечество ликует, заплененное обаятельной улыбкой первого человека, увидевшего голубую планету с высоты космической орбиты. Даже самому Королеву было трудно предвидеть той всплеск человеческой радости и восторга пред содеянным под его руководством. Он, как и некоторые его коллеги, считали, что за этот полет Гагарина в Космос их приглашать в Кремль и наградят орденами и другими правительственными наградами, как это происходило и раньше. Лишь приехав из Байконура в сияющую Москву, они видят небывалый размах подготовки к встрече звездного героя и понимают масштабы их собственной победы. Советская Родина удостоила за это достижение Сергея Павловича второй звездой Героя Социалистического Труда. Новые успехи продолжают достигнутые — в 1963 году в космосе летит и женщина, а в 1965 году впервые человек выходит в открытое космическое пространство.

12 января 1966 Сергею Павловичу Королеву исполнилось 59 лет. Свой последний день рождения он встречает в больнице. Он со вздохом делится с окружающими, что ему нужны лет 10, чтобы долететь до Луны и Марса: его проект о сборке на орбите около Земли космического корабля и оттуда полет к Луне на полном ходу. 14 января он скончался после неудачной операции в расцвете своих творческих сил. Его великое дело продолжает идти вперед. Близкие соратники понесли его дальше и передали эстафету коллективу научно-производственного объединения «Энергия», который с гордостью носит имя академика Королева в подмосковном городе с таким же именем. В 2007 году мы отметим несколько юбилейных дат, связанных с космической наукой и исследованиями: 110 лет со дня рождения Ю.В. Кондратюка, 120 лет со дня рождения Ф.А. Цандера, 150 лет со дня рождения К.Э. Циолковского, как и 50 лет со дня запуска первого исскуственного спутника Земли. Главное место среди этих годовщин занимает 100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королева, потому что он является основателем нового направления в научных исследованиях — практическую космонавтику. Можно верить, что сегодняшняя Россия, несмотря на временным трудностям, будет в центре всех космических исследований. Она всегда находила силы и личности, которые поведут весь мир к новым высотам человеческого прогресса. Космические двери отперты и широко раскрыты гением и самозабвением Сергея Павловича Королева и советских людей. Они зовут за собой всех, кто видит смысл жизни не в мещанском довольствие, а в бескорыстном подвиге на пользу всем.

Любомир Иванов Иванов — Русе

Рейтинг@Mail.ru Топ-100