вернёмся в библиотеку?

"Техника-молодежи" №3-1958 с.24-25

ФИЛЬМ О ШТУРМЕ НЕБА


«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — эта китайская пословица приходит на ум, когда смотришь новый цветной фильм «Дорога к звездам»1.

1 Авторы сценария Б. В. Ляпунов и В. Н. Соловьев, режиссер-постановщик П. В. Клушанцев, оператор М. А. Гальпер, операторы комбинированных съемок А. В. Лаврентьев и А. М. Романенко.

Нет в наше время более благодарной темы для фантастического романа, для научно-популярного фильма, чем тема путешествия в космос. Страстная любознательность сотен миллионов людей к вопросам астронавтики была зажжена великим событием, происшедшим у нас в стране, — запуском первых советских искусственных спутников Земли.

Фильм «Дорога к звездам» вышел на экраны необыкновенно своевременно — именно тогда, когда он был нужнее всего. И это стало первой причиной, обусловившей его большой успех. Не часто научно-популярный фильм может соперничать с фильмами художественными по количеству привлеченных зрителей. «Дорога к звездам» завоевала киноаудиторию столь же широкую, как и многие художественные кинокартины. Секрет такого успеха обусловлен и достоинствами самого фильма, которые позволяют считать картину не просто научно-популярной, но научно-художественной. Их немало.

И главным, пожалуй, является удачное сочетание высокого научного уровня сценария с выразительной художественной постановкой.

Сценарист и режиссер-постановщик постарались насытить научным содержанием и в то же время сделать увлекательным каждый эпизод фильма.

Фильм получился энциклопедичным, широким по охвату. Он оживляет главнейшие этапы истории советской ракетной техники, воссоздает образ К. Э. Циолковского (его играет заслуженный артист РСФСР Г. И. Соловьев), рассказывает о спутниках, заглядывает в будущее, переносит нас на обитаемый спутник, на завоеванную человеком Луну.

Блестящие комбинированные съемки заставляют кинозрителя почувствовать скорость ракет, глубину и дали межпланетного пространства.

Стремление охватить все вопросы астронавтики породило и недостаток фильма — нежелательную сжатость кинорассказа. Первая половина картины, где зачастую беглыми приемами киножурнала показан арсенал идей и средств полета в космос, получилась более художественной, чем вторая половина, где весь этот арсенал приведен в действие.

Однообразие приемов, медлительность сценария в описании обитаемых спутников и полета на Луну не дают зрителю пищи для размышлений и ослабляют его интерес к этой части фильма.

Авторы фильма увлеклись в этой части «бесконфликтным» показом, общей демонстрацией техники и словно забыли о зрителе, которому интересно было бы увидеть эту же технику в сюжетных столкновениях. На примере, скажем, аварии можно было бы раскрыть и опасности межпланетного пространства и средства борьбы с ними, а главное — захватить зрителя.

«Дорога к звездам» всего-навсего второй по счету фильм об астронавтике, если первым считать вышедший в 30-х годах «Космический рейс». Непростительно мало! Не один и не два, а сто раз хотел бы наш зритель увидеть на экранах фильмы о смелых, дерзких людях и о технике, штурмующей небо. Писатели и кинематографисты должны создать такие фильмы.

Стройное тело космической ракеты медленно приподнялось над Землей и с оглушительным грохотом устремилось ввысь (1-й кадр). Вот она разогналась до скорости 8 км в сек., вышла на круговую орбиту, опоясывающую земной шар, и, заглушив двигатели, превратилась в искусственный спутник Земли. Наступило состояние невесомости, и астронавтам пришлось учиться передвигаться в совершенно необычных условиях (2-й кадр).

Успешные полеты людей в ракетах позволили небесным монтажникам, одетым в скафандры, приступить к сборке большого обитаемого спутника (3-й кадр). И вот он уже мчится по орбите (4-й кадр), ловя своими рефлекторами потоки солнечных лучей и превращая их энергию с помощью полупроводниковых элементов в электричество. Чтобы устранить явление невесомости, спутнику придали форму кольца заставили его вращаться. Оранжерея, различные лаборатории, службы Солнца предсказания погоды на Земле — все это есть в заоблачном «институте». Вот объектив киноаппарата заглядывает внутрь кольца (5-й кадр), и мы видим научный коллектив спутника, который, прильнув к иллюминаторам, с волнением провожает своих товарищей в первый полет на Луну. Ракета для этой цели собрана здесь же, на спутнике, из деталей, доставленных с Земли (6-й кадр). Приблизившись к Луне, раке поворачивается к ней кормой (см. цветной рисунок) и, тормозя струей газов, осторожно садится на раскинутые фермы — «ноги». Луна завоевана! Астронавты вышли Луну (7-й кадр).