«Техника-молодежи» 1961 №5, с.13-17





ЛЕТОПИСЬ УТРА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

ИЗ БЛОКНОТА ПЕРВОГО ЛЕТЧИКА-КОСМОНАВТА

«Мои планшет и карандаш, того и гляди могли «уплыть» куда-нибудь. Занятная штука: тяжелый планшет вдруг сам по себе повиснет в воздухе и плывет... Я в это время кое-что записывал, только блокнот надо было придерживать рукой. Почерк остается тем же, что и на Земле, в обычных условиях...»


В КОСМИЧЕСКОМ
КОРАБЛЕ — КАК ДОМА


Я чувствовал себя в космическом корабле хорошо, как дома. Как выглядела Земля? Каким было Солнце? Звезды? Луна?

Все это очень похоже на то, что летчики-высотники наблюдают, поднявшись в стратосферу. Но там, в космосе, конечно, обзор шире, краски ярче, гуще, есть немало особенностей.

ЗВЕЗДЫ
МЕЛЬКАЮТ
В ИЛЛЮМИНАТОРЕ


Как летчик, я хорошо знаю небо, его созвездия. Но мне не удалось их разглядеть. Не успевал определять. Звезды мелькали в иллюминаторе, как светлячки. Слишком быстро убегал назад небосвод. Скорость-то моя — 28 тысяч километров в час. Да и ночь у меня была короткая — недолго летел я над теневой стороной Земли.

КРАСОТА —
НЕОБЫЧАЙНАЯ!


Раньше мне приходилось подниматься на высоту не более 15 тысяч метров. С корабля-спутника видно, конечно, хуже, чем с самолета, но все-таки очень и очень хорошо. Во время полета мне довелось впервые собственными глазами увидеть шарообразную форму Земли. Такой она кажется, когда смотришь на горизонт. Надо сказать, что картина горизонта очень своеобразна. Красота — необычайная!

На дневной стороне Земли, освещенной Солнцем, очень хорошо видны крупные складки местности, береговые линии. А водная поверхность выглядит темноватыми, чуть поблескивающими пятнами.

Когда я смотрел на горизонт, то хорошо видел резкий, контрастный переход от светлой поверхности Земли к совсем черному небу. Наша планета была как бы окружена ореолом голубоватого цвета. Потом эта полоса постепенно темнеет, становится фиолетовой, а затем черной. Этот переход очень красив, его трудно передать словами. Даже в нашем могучем русском языке, пожалуй, не найти таких сравнений, чтобы описать эту картину.

ВОСХОД СОЛНЦА
В КОСМОСЕ


Земля при переходе космического корабля с теневой стороны Земли на дневную выглядела так. Сначала идет яркая оранжевая полоса. Потом она очень плавно, незаметно переходит все в тот же знакомый уже нам голубой цвет, а затем снова темно-фиолетовые и почти черные тона. Картина по своей цветовой гамме прямо неописуема. Она надолго останется в памяти...

Солнце удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него нельзя. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Огромная яркость! И звезды тоже яркие, четкие. Они выпукло выделяются на черном фоне космического пространства. Луну, к сожалению, увидеть не пришлось — ее серп находился во время полета вне поля зрения.

ПО СТУПЕНЯМ ИСТОРИИ

«Мы не были Иванами, не помнящими родства. Все лучшее, что было создано передовыми

людьми нашей страны, мы использовали на благо народа.

...Теперь, когда мы стоим возле человека, совершившего первый космический рейс, мы не можем не вспомнить имени русского ученого-революционера Кибальчича, мечтавшего о полетах в космос, которого казнило царское правительство. Мы не можем не вспомнить и не отдать дань памяти Менделееву и Жуковскому, Тимирязеву и Павлову, многим другим великим ученым, имена которых связаны с выдающимися подвигами советского народа».

Н. С. ХРУЩЕВ

1620 г.
Русский мастер
Анисим МИХАЙЛОВ

Составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», в котором говорится о способах изготовления, пуске ракет и их боевом применении.

1817 г.
Генерал
Александр Дмитриевич
ЗАСЯДКО

Создав первую свою ракету вскоре после Отечественной войны, затем свыше пятидесяти лет работал над конструированием и испытанием боевых ракет.

1864 г.
Ученый-артиллерист
Константин Иванович
КОНСТАНТИНОВ

Создатель замечательного научного труда «О боевых ракетах». Высказанные автором мысли лежат в основе теории современного ракетного оружия.


«МЫ ГОРДИМСЯ, ЧТО ПЕРВЫЙ В МИРЕ КОСМОНАВТ — ЭТО СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РОС И ВОСПИТЫВАЛСЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ, ПРИНИМАЛ ДЕЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, БЫЛ АКТИВНЫМ КОМСОМОЛЬЦЕМ. ОН — КОММУНИСТ, ЧЛЕН ВЕЛИКОЙ ПАРТИИ ЛЕНИНА!»

Н. С. Хрущев


НЕВЕСОМОСТЬ —
ОТЛИЧНОЕ ЧУВСТВО


Одно из новых неведомых ощущений — это потеря собственной тяжести, так называемое чувство невесомости. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я чувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче, вообще вдруг появилось ощущение необычайной легкости. Это очень необычное чувство. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Сам не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят в воздухе.

Это замечательное чувство. Поднимаешь руки, и они без всякого усилия остаются в положении, которое ты им придал. И с вещами тоже удобно: не надо ни стола, ни полки — прямо на воздух можно их класть. Не падают, а спокойно плавают. Мои планшет и карандаш того и гляди могли «уплыть» куда-нибудь. Занятная штука: тяжелый планшет вдруг сам по себе повиснет в воздухе и плывет... Да что планшет!

Ноги я поднял и без всякого напряжения опустил. Опустил, а они висят. Проделал то же с руками — и руки висят... Дышалось легко.

Координация движений в полете нисколько не была затруднена. Пожалуй, даже наоборот. Я в это время кое-что записывал, только блокнот надо было придерживать рукой. Почерк остается тем же, что и на Земле, в обычных условиях. Работал я в это время и с аппаратами, в частности вел радиопередачу на Землю телеграфным ключом. Получалось хорошо. Кроме того, я ел и пил. Ел специально приготовленную пищу. Но и нашего русского хлеба попробовал в космосе. Невесомость ничуть не помешала этому. Свой космический завтрак я съел с таким же аппетитом, как и обычно на Земле.

Обратный переход к действию гравитации был плавным. То я висел в воздухе над пилотским креслом, а то я уже сижу в нем...

ГОЛОС ЗЕМЛИ

Иногда во время полета я начинал петь. Так, для себя. Песни я и с Земли слышал. Для меня все время передавали музыку — песни о Москве, вальсы, марши... Скучно не было. А потом голос с Земли напомнил: пора закусить.

ПРЕДВИДЕНИЯ
ЦИОЛКОВСКОГО
ПОРАЗИТЕЛЬНЫ


Я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый К. Э. Циолковский все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными.

ПОЛЕТ
МОГ ПРОДОЛЖАТЬСЯ
ДОЛЬШЕ


Я мог пробыть в космосе значительно дольше, если бы того потребовала программа полета. Самочувствие все время было хорошее, работоспособность нисколько не нарушалась, сознание было четкое и ясное. Что касается настроения, то оно все время было чудесным.

«РОДИНА СЛЫШИТ...»

Уже при подходе к Земле, зная, что полет закончится благополучно, я даже запел: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает...»

ПО СТУПЕНЯМ ИСТОРИИ


1881 г.
Николай Иванович
КИБАЛЬЧИЧ

Создал схему реактивного двигателя. Приговоренный к смерти за изготовление бомбы, которой был убит Александр II, Кибальчич писал: «Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении».

1883 г.
Константин Эдуардович
ЦИОЛКОВСКИЙ

В статье «Свободное пространство» впервые гениальный ученый указал на применение ракетного принципа для движения в межпланетном пространстве. В 1903 году опубликовал проект первого ракетоплана.

1897 г.
Профессор
Иван Всеволодович
МЕЩЕРСКИЙ

В труде «Динамика точки переменной массы» дал математическое обоснование движения ракеты, вес которой все время убывает по мере сгорания топлива.

1904 г.
Николай Егорович
ЖУКОВСКИЙ

Занимался исследованием и разработкой воздушно-реактивного двигателя.


Сохранение здоровья и жизни космонавта требует применения защитных средств против вредных условий космического полета.

Во всех учебниках истории будут вписаны слова сообщений ТАСС о различных этапах первого космического полета человека.

9 часов 7 минут московского времени... Космический корабль «Восток» с майором Юрием Алексеевичем Гагариным поднялся в космос.

10 часов 25 минут... Включена тормозная установка, и космический корабль «Восток» начал снижение.

10 часов 55 минут... Космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Пилот-космонавт Гагарин чувствует себя хорошо.

Мы обратились к известному советскому ученому, академику НОРАЙРУ МАРТИРОСОВИЧУ СИСАКЯНУ с просьбой поделиться с читателями журнала соображениями в связи с осуществившимся космическим полетом человека. Вот что он ответил на наши вопросы.

ЧЕЛОВЕК НА ОРБИТЕ



Трасса космического корабля была выбрана так, чтобы она не проходила через пояса повышенной радиации.

Каковы главные условия космического полета?

При оценке возможности космического полета человека учитываются две стороны вопроса - техническая и биологическая.

С точки зрения технических возможностей, полет человека мог осуществиться еще несколько месяцев назад, ведь вес второго космического корабля-спутника, на котором совершили полет и благополучно возвратились живые организмы, составлял 4,6 т. Надо полагать, что в такой огромный корабль можно было бы без особых затруднений поместить и человека, его вес составил бы меньше 2% от веса корабля-спутника.

Несомненна необычайная важность работы биологов и медиков, которые тщательно собирали многочисленные данные о поведении животных вне Земли, о самочувствии летчиков-высотников, об изменении в функционировании организма животных и человека при испытании в специальных установках.

Кропотливая, неустанная подготовка завершена. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин поднялся в космос и совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.

ПО СТУПЕНЯМ ИСТОРИИ


1925 г.

Советский инженер Юрий
Васильевич КОНДРАТЮК

Создал интересные конструкции ракет, проекты посадочного ракетного планера, внеземной станции.

1932 г.
Советский инженер Фридрих
Артурович ЦАНДЕР

Построил действующий жидкостный ракетный двигатель.

1941 г.

Советские ученые и инженеры создают новый вид реактивного оружия

1957 г.

В СССР успешно запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Начало эпохи проникновения в космическое пространство.


Расскажите, пожалуйста,
об условиях жизни в космосе


Физические и биологические условия земной жизни весьма существенно отличаются от условий жизни в космосе. Уже теперь можно оценить характер тех необычных условий, от которых необходимо защитить человека в космическом полете.

К первой группе факторов относятся прежде всего крайне низкая степень барометрического давления, влияние космической, ультрафиолетовой и корпускулярной радиации, метеорная опасность и т. д.

Влияние различного рода излучений, особенно космической радиации, на человеческий организм изучено еще недостаточно. Поэтому для безопасного полета человека надо было знать не только дозы и физические характеристики излучений, но и тщательно исследовать, как влияют различные виды радиации на живые организмы. Именно с целью изучения прежде всего генетических последствий радиационного воздействия на борту второго космического корабля были поселены живые существа.


Ускорение не должно быть направлено от головы к ногам или от ног к голове: это вызывает вредный приток и отток крови. Наиболее легко переносится ускорение, когда оно направлено от груди к спине.

Пожалуй, основное значение имели разнообразные данные о том, что условия полета на космических кораблях по круговой орбите, расположенной ниже околоземных радиационных поясов, не отражаются существенным образом на жизнедеятельности организмов и не вызывают каких-либо стойких и значительных расстройств их основных физиологических функций.

К следующей группе необходимо отнести факторы, которые обусловлены самим полетом на летательном аппарате. Сюда входят шум, вибрации, ускорение на участке взлета во время работы двигателей, невесомость при полете по орбите.

Сейчас наука располагает достаточными сведениями о влиянии шума на организм человека. Тщательная звукоизоляция в космическом корабле поможет снизить уровень шума в кабинах. Следовательно, шумовой фактор не будет служить препятствием для космического полета человека..

Очень неприятно действие вибрации. Правда, совсем избавиться от нее при выведении корабля на орбиту очень сложно.

Но различные мероприятия позволяют снизить влияние вибрации на человеческий организм.

Наконец, был накоплен большой научный опыт о действии ускорения. Установлено, что лучше всего человек переносит перегрузки при их действии в направлении грудь — спина или спина — грудь, а также слева направо и справа налево. Хуже всего переносятся перегрузки, когда они действуют вдоль тела, особенно в направлении ноги — голова. Иными словами, в кабине космического корабля человек должен находиться в полулежачем положении.

После окончания действия ускорений, когда космический корабль выведен на орбиту, человек оказывается в состоянии невесомости. Изменение физиологического состояния организма в этих условиях представляет важный научный и практический интерес.

Вернувшись, майор Ю. А. Гагарин доложил, что чувствовал себя хорошо, травм и ушибов не имеет. Это означает, что были учтены все факторы, препятствующие благополучному полету, и космонавт находился в нормальных условиях полета.

А это еще раз говорит о высоких достижениях советской науки и техники.

Будет ли отличаться будущий,
более длительный полет человека
в космос от кратковременного?


Длительные космические полеты человека, особенно межпланетные путешествия, выдвигают перед биологической наукой значительно более сложные задачи.

Так, необходимая газовая среда в герметической кабине космического корабля для кратковременных полетов обеспечивается при помощи регенерационных приспособлений, выделяющих кислород при поглощении водяных паров и углекислоты. Для продолжительных же полетов и при межпланетных перелетах потребуется создание полной экологической среды в замкнутом пространстве.

Как известно, об этом говорил К. Э. Циолковский. Здесь прежде всего необходимо создать привычную для земной жизни человека обстановку, предусмотреть регенерацию воздуха, при которой важную роль будут играть биологические моменты, выяснить, как можно использовать выделения человеческого организма. Иными словами, надо разработать все условия, которые обеспечили бы комфорт земной жизни на корабле, учитывая те возможности, которые дает нам космическое пространство.

Плантации микроскопической водоросли хлореллы будут обеспечивать космонавтов кислородом и белками.

Путь к этому подсказывает сама природа нашей планеты. По всей вероятности, неизбежными спутниками человека в будущих космических полетах будут зеленые растения. Ведь именно они составляют условия, необходимые для жизни животных и человека на Земле: создают органические вещества — пищу животным и человеку, выделяют в процессе фотосинтеза жизненно важный кислород.

Необходимость предоставления будущим космонавтам полноценного пищевого рациона, вероятно, потребует включения в систему жизненного обеспечения и животных. Можно себе представить, что на каком-то этапе окажется целесообразным использовать и продукты жизнедеятельности животных. Для этой цели, вероятно, будут использованы бактерии и те же зеленые растения, как это и происходит на нашей планете.

Таким образом, средства для основных жизненных условий экипажей будущих межпланетных кораблей могут быть представлены как замкнутая система биологического круговорота веществ. Здесь не требуются какие-либо большие запасы пищи, здесь все необходимое для человека добывается зелеными растениями за счет использования энергии солнечных лучей, углекислоты и воды в атмосфере кабины космического корабля. Вообще трудно найти такую область биологических знаний, вклад которой не имел бы важного значения в разработке проблем космической биологии. Важное место в этих исследованиях занимает изучение одноклеточной микроскопической зеленой водоросли — хлореллы, этой своеобразной фабрики кислорода. Хлорелла, по всей видимости, будет ценным спутником космонавта при продолжительных путешествиях.