«Техника-молодежи» 1979 №11, с.6-7, 25

Делу — время...

Георгий ИВАНОВ, летчик-космонавт НРБ,

Герой Советского Союза, Герой НРБ, инженер-майор

ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?

2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?

3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?

4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?

5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?

6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Первый болгарский космонавт Георгий Иванов родился 2 июля 1940 года в городе Ловеч. В 1964 году окончил Высшее народное военно-воздушное училище имени Георгия Бенковского, служил в авиационных частях болгарской Народной армии. Коммунист, инженер-майор, летчик первого класса. Орбитальный полет (совместно с опытным советским космонавтом Н. Рукавишниковым) совершил 10-12 апреля 1979 года на корабле «Союз-33».

Беседу с болгарским космонавтом провел Б. Бобылев.

1

Космос. Космонавтика, Космонавт...

Еще два десятилетия назад эти слова не были в широком обиходе и воспринимались большинством людей абстрактно, умозрительно. И все же научно-технический прогресс сделал их общеупотребимыми.

Навсегда запомнилось 12 апреля 1961 года. В тот день я со сверстниками, как обычно, пришел на завод, где проходил производственную практику. И вдруг по радио передают сообщение ТАСС. Как все радовались, гордились Советским Союзом. Остановили даже станки, провели большой митинг. Я со всеми строил тогда самые фантастические планы. Но о том, что когда-то и сам полечу в космос, даже не мечтал.

Когда во время нашего полета я первый раз посмотрел на Землю, она не показалась мне маленькой. Из космоса планета выглядит большой, покрытой белыми облаками, синими морями-океанами и зелеными массивами лесов.

Болгарию увидели в темноте, узнали ее по очертанию берега Черного моря. Было безоблачно, и поэтому хорошо просматривались светлые пятна больших и малых городов моей страны.

Как ни загружен космонавт работой в полете, он все равно остается сыном Земли и задумывается о ее судьбе. Будущее планеты я вижу мирным, сохраняющим доверительные человеческие отношения между всеми народами самой доброй планеты солнечной системы.

И конечно, нельзя представить будущее Земли без космоса, без прогрессирующей космонавтики, щедрое плодородие которой будет приносить все более и более увеличивающиеся урожаи. Что посеем сегодня, то завтра и пожнем.

Ступени практического освоения космоса и его возможного заселения хорошо обрисованы К. Э. Циолковским в его гениальных, провидческих трудах. Калужским учителем четко намечено 14 основных этапов освоения космоса. А мы сегодня преодолели 6 или 7 из них. Далее, по плану Циолковского, космонавтика будет широко осваивать околоземное пространство, то есть предстоит создание орбитальных станций, больших, совершеннее, чем мы имеем сегодня, освоение Луны, Марса и всей околосолнечной окрестности.

2

Особого и главного толчка, побудившего меня принять решение стать космонавтом, у меня не было. Правда, об авиации думал, пожалуй, всегда. С юных лет вырезал из журналов картинки с самолетами, мастерил нехитрые авиамодельки. Радовался, когда над моим родным городком Ловеч пролетал настоящий самолет.

Мечта о небе стала явью, когда учился в средней политехнической школе. Еще школьником твердо и бесповоротно решил, что буду летчиком. Сегодня решил, а назавтра пришел в аэроклуб и написал заявление о приеме на курсы парашютного и планерного спорта. Это событие произошло в 1956 году. Решил настойчиво добиваться своей цели и не отступать, во имя этого пришлось одновременно «тянуть школу и аэроклуб».

С гордостью принес показать родителям свое удостоверение курсанта аэроклуба с записью: «Специальность — летчик моторных самолетов». С этим документом в кармане и поехал после окончания школы поступать в летное училище.

Первая попытка окончилась неудачей: недобрал баллов. Было обидно, но переборол свое невеселое настроение и пошел служить солдатом. В Болгарии есть давняя и хорошая традиция: все юноши после общеобразовательной школы проходят школу армейскую. И я попросился в летную часть. Мою просьбу удовлетворили. Служил и продолжал готовиться к поступлению в летное училище. «Кто хочет, тот добьется», — поется в советской песне. Я очень хотел стать летчиком, потому что считал; небо — моя главная профессия.

Сданы вступительные экзамены, и я курсант Высшего народного военно-воздушного училища имени Георгия Бенковского.

В 1964 году получил диплом летчика-инженера. Командование оставляет меня в училище летчиком-инструктором. Но к моим дальнейшим планам и желаниям — летать на самых быстрых машинах — старшие начальники отнеслись с пониманием и меня перевели в авиационную часть, где я сначала служил командиром звена, а затем — командиром эскадрильи. Мой общий налет — 1900 часов: почти 80 суток в воздухе.

В принципе — по душе и по жизни — я летчик. И может быть, это и помогло мне принять окончательное решение, когда у нас в Болгарии начался отбор в космонавты.

До этого я не думал, что могу когда-то занять место в космическом корабле.

Вся работа в космосе — комплексная: человек — и оператор, и исследователь, и испытатель. Поэтому, видимо, еще рано говорить о каких-то сторонах космической профессии и узкой специализации. На современном этапе, пока экипажи космических кораблей и долговременных орбитальных станций немногочисленны, космонавт, работая на орбите, должен заниматься обширными вопросами, совмещать в одном лице разнообразные профессии, быть в какой-то степени универсалом — мастером на все руки. Даже медиком или биологом.

В будущем, конечно, возникнет острая необходимость узкой специализации большинства членов экипажей космических экспедиций.

3

В полете на борту «Союза-33» с неизвестными явлениями я не сталкивался. Все, что мы «прошли» на Земле до полета — в учебных аудиториях, на тренажерах, в монтажно-испытательном корпусе и на космодроме, то и было в основном на орбите, только в натуральную величину и при полном отсутствии условностей.

Инопланетные зонды, инопланетяне?

Мы люди серьезные и, конечно, не должны думать и говорить больше о том, что мы уже знаем и что видели в процессе полета. В принципе я уверен, что инопланетяне есть, но они пока не достигли околоземного пространства и даже околосолнечного. И если бы я встретился с ними, то непременно сказал бы:

— Добро пожаловать!

И общий язык наверняка нашелся бы, потому что они тоже космонавты. А космонавт космонавта поймет и на Земле и в космосе.

Об этом пока нельзя говорить всерьез, но размышлять и фантазировать полезно.

4

Думаю, что темпы (масштабы и характер) освоения космоса ускорились бы в два раза, если бы средства, затрачиваемые сегодня на гонку вооружений, человечество направило бы по мирному руслу, на развитие космонавтики.

Околосолнечное пространство на данном этапе, может быть, еще и не освоили бы, но наверняка уже слетали бы на Марс, и неоднократно. А на Луне уже функционировали бы станции, подобные антарктическим.

5

Верно, что на Земле закончилась эпоха географических открытий, эпоха широкого заселения новых земель.

Мы сегодня многое знаем о нашей планете. Но «белые пятна» еще есть. Это недра Земли и океанские глубины.

Астрономы и другие ученые прошедших веков разгадали множество тайн вселенной, не отрываясь от Земли. Процесс освоения космоса происходит на более высоком уровне философии и научно-технической мысли. В космос мы идем с тем огромным опытом и солидными знаниями, которые уже накоплены до нас за всю историю освоения нашей планеты наземными средствами.

То есть «сухопутными» способами и методами. Эти познания и опыт, преломленные в космонавтике, дают новые, неожиданные результаты, подсказывают новые решения, выдвигают новые проблемы.

«Космос — дорога без конца, — говорил дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. Шаталов. — Ничто не может остановить Человека на пути знаний и прогресса. Время сенсаций и восторгов, скепсиса и недоверия миновало. Космос уверенно и прочно входит а нашу жизнь и образ мыслей, в научно-исследовательские программы и народнохозяйственные планы...»

Уже сегодня космонавтика вносит большой вклад в различные сферы деятельности людей. Исследования природных ресурсов и окружающей среды с помощью космических систем позволяют получать с космических орбит ценнейшую информацию, помогают понять закономерности геологического строения земной коры и размещения в ней полезных ископаемых, дают возможность подойти к решению фундаментальных проблем преобразования природы на нашей планете.

Сегодня космическое производство только зарождается и находится в стадии экспериментирования.

Космонавтика дает возможность всем народам Земли извлекать выгоды из этой области человеческой деятельности.

Девять социалистических стран приняли в апреле 1967 года программу «Интеркосмос», что значительно расширило международное сотрудничество, повысило эффективность космической деятельности, увеличило масштабы работ, явилось новой сферой экономических и научно-технических связей.

«Дружно — не грузно» — верно подмечено в русской пословице. Международное сотрудничество в космосе позволяет решать задачи, которые многим странам выполнить в одиночку невозможно.

6

О веселом и смешном?

Полет — это серьезная работа. Это ясно и точно, потому что вся программа работы на борту — сжатая, серьезная и тяжелая.

А в период подготовки к полету (так получилось, что и сама подготовка оказалась сжата до минимума) времени на юмор, на смешное почти не было. Правда, в самые трудные минуты мой командир Николай Николаевич Рукавишников проявлял чувство юмора и умел как-то отвлечь внимание, чтобы поднять настроение. На Земле он часто шутил, как и в полете, памятуя о том, что «делу — время, потехе — час».