«Техника-молодежи» 1979 №5, с.6-9

дважды Герой Советского Союза,

летчик-космонавт СССР, генерал-майор

ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1

Какие общие задачи встают перед человечеством на пороге планомерного освоения космического пространства? Как представляется Вам будущее Земли?

2

Что в Вашей личной жизни послужило главным толчком, побудившим Вас принять решение стать космонавтом?

3

С какими новыми, ранее неизвестными явлениями столкнулись Вы во время полета? Можно ли говорить всерьез о возможной встрече космонавтов с инопланетянами?

4

Как, на Ваш взгляд, изменились бы темпы освоения космического пространства, если бы средства, затрачиваемые сейчас на вооружение, были направлены на мирные цели?

5

Чем, по-Вашему, будет отличаться процесс освоения космоса от заселения в прошлом новых земель на нашей планете?

6

Не могли бы Вы рассказать о самом веселом и смешном эпизоде, случившемся с Вами во время полетов или в период подготовки к ним?

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов родился в 1934 году. Член КПСС. После окончания военного училища летчиков служил в ряде авиационных частей. Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

В отряде космонавтов с 1960 года. Свой первый полет в космическое пространство совершил в 1965 году на корабле «Восход-2» совместно с П. И. Беляевым. В марте 1965 года впервые в мире вышел в открытое космическое пространство. Является участником первого в мире совместного международного полета ЭПАС космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон».

Имеет воинское звание генерал-майора авиации, является членом Союза художников СССР.

Автор ряда книг, изоальбомов, научных исследований. Член редакционной коллегии нашего журнала.

1

Сейчас очень популярны теории об изменении климата на нашей планете. Есть сторонники версии, что на Земле похолодает, другие считают, что начался период потепления. Как видите, мнения диаметрально противоположны.

Те, кто думает, что будущее Земли зависит только от самой планеты (а теории «потепления — похолодания» базируются именно на этом утверждении), ошибаются — все больше и больше ученых обращают свое внимание к Солнцу: именно оно поможет предсказать наш завтрашний день. Поясню свою мысль.

28 января 1976 года была зафиксирована гибель звезды размером с наше светило. В течение 40 секунд звезда сжалась (коллапсировала) до размеров Луны. При этом произошло такое выделение энергии, что нынешнему поколению Земли ее хватило бы на миллиарды лет.

В общем, это одно из тех загадочных явлений, которые еще предстоит понять и изучить космической науке.

Проблема эта достаточна серьезная. Могу сказать, что поиск научной концепции, стройной теории происхождения Земли, Галактики, вселенной продолжается. Ведь познание связей «Земля — Солнце», «Солнце — Галактика», «Галактика — Вселенная» — задача чрезвычайно важная и для настоящего и для будущего.

Кто-то возразит мне: самая ли важная? Да и вообще выгодно ли нам осваивать космос? И аргументы у противников космических исследований самые что ни на есть веские.

Одна минута пребывания на орбите первого астронавта США Джона Гленна — его полет состоялся в 1962 году, продолжался всего 3 часа 56 минут — стоила 2 миллиона 680 тысяч долларов. 33 килограмма лунного грунта, доставленного американцами на землю, с учетом всех предшествующих расходов, стоили миллиард долларов!

Вряд ли на нашей планете есть еще «драгоценности», приобретенные по такой, в буквальном смысле слова, космической цене. И это первый довод, который позволяет сомневаться в необходимости покидать старушку планету. Первый, но отнюдь не главный.

Подводные исследования или, скажем, ядерная физика тоже требуют достаточно больших капиталовложений, но тут ни у кого не возникает сомнений насчет целесообразности таких разработок.

Почему же так много противников у космических программ? Американский экономист Чарльз Шелдон по этому поводу отметил: «...Сомневаются не только невежды, но и многие выдающиеся представители современного интеллектуального мира...»

И, наконец, второй аргумент. Разве на Земле нет более срочных проблем? Зачем человеку космос?

Действительно: добыча столь необходимых сейчас железа, меди, алюминия, нефти, добыча золота с морского дна, получение управляемой термоядерной реакции, защита окружающей среды, победа над раком — вот они, насущные вопросы.

Теперь я попытаюсь доказать, что, несмотря на все сказанное, в космос летать все равно надо, и это будет в конце концов выгодно.

Для начала интересный факт. Затраты американского Национального управления по аэронавтике и исследованиям космического пространства в 3 раза меньше затрат американцев на спиртные напитки, в 2 раза меньше затрат на табачные изделия, меньше затрат на пари и тотализаторы...

Ну а теперь: какие конкретные, практические задачи может решать космонавтика?

Нередко мы сетуем на сюрпризы погоды, на синоптиков. Средства, что расходуются в мире на службу погоды, составляют довольно внушительную сумму. На нашей планете свыше 15 тысяч метеорологических станций.

Задача службы ясна всем — она должна предупреждать об опасных явлениях природы (заморозки, штормы, ураганы и так далее) и подсказывать, как избежать или уменьшить тяжелые последствия стихийных бедствий.

В 1967 году в нашей стране начала действовать метеорологическая космическая система «Метеор», которая дает оперативную информацию о состоянии облачности и снежного покрова, о ледовой обстановке, тепловом режиме Земли, о зарождающихся ураганах и смерчах.

Космическая информация о погоде значительно шире, точнее, оперативнее наземной. Известно, что 71 % земного шара — это океан, и получить достоверную информацию о погоде в этих районах может только спутник или космический корабль.

Многие, наверное, помнят трагические сообщения об урагане «Бюла», разразившемся в районе Карибского моря, — он пронесся над югом Техаса и севером Мексики. Скорость ветра доходила до 265 км/ч, чудовищные смерчи следовали один за другим и сопровождались сильнейшими ливнями, затопившими огромные территории. Материальный ущерб составил более 500 миллионов долларов. Погибло около 50 человек. «Бюла» пришел неожиданно. А если бы его сумели «вычислить» заранее?

Ученые подсчитали, что только прямой экономический эффект от своевременной и объективной информации гидрометеослужбы составляет ныне около 800 миллионов рублей в год!

Другой пример. Каждый год наша планета сотрясается. Некоторые землетрясения, подобно ашхабадскому (1948), перуанскому (1970), китайскому (1976), надолго останутся в памяти человечества.

В землетрясениях «виноваты» тектонические процессы в недрах Земли. Ученые предполагают, что литосфера — твердая оболочка Земли — состоит из нескольких блоков, которые, перемещаясь, создают напряжение на стыках. Горная порода трескается, происходит сдвиг.

Так вот, с высоты космических орбит разломы земной коры хорошо видны. В районе этих трещин строить города нецелесообразно.

Чем выше оказывается точка съемки, тем больше деталей можно различить на снимке. На космических фотографиях геологи увидели такие картины, которые им не увидеть ни на каких других изображениях земной поверхности.

Обнаружилось одно особенное достоинство снимков, сделанных с космической высоты. На них неожиданно стали заметны глубинные структуры Земли. Они проступали сквозь чехол рыхлых отложений, как проступают очертания статуи, закрытой тканью до торжественного открытия.

Изучая снимки, сделанные с искусственных спутников Земли, советские геологи составили тектоническую карту Западной Сибири — карту ее геологического строения. На ней впервые удалось обнаружить зону разломов длиной 500 километров. Эта зона расположена в широтном направлении и идет с юга Сибири через Урал. Ее пересекают разломы меридионального направления. В местах пересечения, возможно, находятся скопления нефти и газа. Так космическая геология помогает разведчикам недр искать полезные ископаемые.

Я упомянул лишь о некоторых применениях космической науки, обо всех рассказать просто невозможно.

Космос становится все более «прикладным». Романтика, связанная с ним, может, и потускнела немного, зато отдача повысилась.

А что касается будущего, то, говоря «космос», мы будем понимать не далекое и таинственное, а простое и близкое. Он станет привычной частью нашего мира. Жилой и рабочей.

2

До сих пор поражаюсь своей счастливой судьбе. Когда в полк, где я служил, приехал представитель отборочной комиссии и стал рассказывать о полетах на новой технике, я заикнулся, что такие полеты по мне. К удивлению (и, конечно же, к радости), он поведал о положительном заключении предварительной комиссии по поводу моей кандидатуры. Так я стал кандидатом в космонавты.

Почему я так легко согласился, хотя дело, которое мне предложили, было неизведанным и опасным? Видимо, во мне, как м во многих других представителях человечества (почти в каждом из нас), живет стремление к поиску нового.

И сейчас, двадцать лет спустя, я ни о чем не жалею, работа космонавта принесла мне немало испытаний, много нового, доставила большую радость и творческое удовлетворение.

3

Это было в 1965-м. Во время полета я, первый из землян, должен был выйти в открытый космос. Конечно, много раз представлял себе, как покину шлюз, шагну в пустоту. Врачи, кстати, называли этот момент «психологическим барьером» И я действительно готовился: как потеряю ориентацию, ослепну от Солнца, сожмусь от страха перед неизвестным. То есть ожидал худшего.

Наступает решающий момент. Вот я лечу отдельно от корабля. К моему удивлению, паришь, как птица: вольно и свободно. Запросто раскидываешь руки, ноги. Словно чувствуешь крылья. Скафандр чуть-чуть стесняет движения, но к нему у меня претензий нет. Он как бы часть тела.

В моем «территориальном владении» большая площадь. Можно удалиться от корабля назад, вправо, влево, на всю длину фала. Можешь лететь вперед, даже опережая корабль... Чудесное состояние — «гуляешь по вселенной», как у себя дома...

Коснусь одной версии, которая в какой-то мере ответит на вопрос о возможной встрече космонавтов с инопланетянами.

Всякий раз, находясь рядом с Солнцем, кометы значительную часть своего вещества расходуют на образование хвоста. Зная массу кометы и массу хвоста, мы можем легко вычислить время ее жизни — время, за которое она саму себя истратит. Но комета, исчезнув с небосклона, через сто-двести-триста лет, нарушая все прогнозы, появляется вновь и вновь! В чем дело? А как же закон сохранения вещества?

Очевидно, где-то в космической дороге кометы претерпевают неизвестные нам изменения.

Остается открытым вопрос и о том, откуда они вообще берутся. Ведь известно — возраст солнечной системы не менее 4,5 миллиарда лет. И если предположить, что они родились одновременно с ней, то уже давно должны были израсходовать все свое вещество. Но если верить «глазам своим», кометы все-таки существуют, и, более того, число их растет.

Получается, что кометы «сотворяются» где-то в неведомых нам небесных мастерских. По одной версии — вследствие мощных вулканических извержений на больших планетах и спутниках. По другой — они рождаются в окрестности Солнца из гигантского кометного облака.

Но фантазия исследователей завела их еще дальше — появилась гипотеза о том, что некоторые кометы есть корабли — разведчики иной цивилизации, и они уже тысячи лет собирают информацию о солнечной системе и, в частности, о Земле. Кстати, перечисленные факты этому не противоречат...

4

Не хочу быть голословным, поэтому приведу несколько интересных цифр.

Мировые затраты на вооружение составляют более 300 миллиардов долларов в год. Теперь, если учесть, что стоимость доставки одного килограмма груза на орбиту — несколько тысяч долларов, станет ясно, как резко возросли бы темпы освоения космоса, если бы колоссальные средства не шли на гонку вооружений.

5

Мне кажется: процесс освоения космоса более сложен и более неизведан. Действительно, первопроходцев новых земель не ждали загадочные явления. В то время как космическим первопроходцам каждый день или, быть может, даже каждый час приносил и будет приносить такие «сюрпризы», над которыми потом несколько лет приходится ломать головы ученым.

О коварстве некоторых явлений слагаются чуть ли не легенды. Одно из таких — невесомость, длительная невесомость. И если вопрос об изменении сердечно-сосудистой системы более или менее исследован, то этого нельзя оказать о многом другом. Например, приостанавливается ли процесс «истечения» кальция из костей в ходе длительного космического полета? И какого максимума физических усилий достаточно, чтобы сохранить здоровье космонавтов в длительном .полете? Андриян Николаев после 18-суточного полета на корабле «Союз-9» сравнивал свои ощущения с чувством человека, у которого «ноги превратились в хвост».

А раз процесс освоения околоземного пространства более сложен, следовательно, и по времени он длительнее. Так что работы в космосе хватит и нам, и нашим потомкам.

6

Космонавты — серьезные люди. И очень доверчивые. Поэтому часто попадают в ситуации, которые впоследствии не могут вспоминать без смеха.

Это произошло во время подготовки к международному эксперименту «Союз» — «Аполлон». Шли тренировки на макете советского корабля, где стоял стыковочный модуль американского аппарата. К нему, как и к орбитальному отсеку «Союза», подводились трубы от кондиционера для обеспечения гигиенических условий во время тренировки. Трубы эти, хотя и были изготовлены из титана, напоминали обычные самоварные.

Однажды американские коллеги спросили меня: «Что это за трубы подведены к орбитальному отсеку?» Я совершенно серьезно им ответил: «Знаете, русские люди любят пить чай из самовара. Так они для того, чтобы пар выходил». — «А зачем вы к нам в стыковочный модуль их провели?» — не унимались астронавты. Тогда я решил разыграть их до конца: «А мы думаем и вас чаем угостить».

Нас стали благодарить, поминая добрым словом русское радушие. Когда же выяснилось, что это была шутка, долго смеялись.

Алексей Леонов известен громадному числу людей не только как космонавт, но и как художник, родоначальник нового, научно-фантастического жанра в живописи. Именно его первые рисунки, сделанные в космосе, разбудили фантазию художников, направленную на прозрение будущего и отражение его изобразительными средствами. На этих страницах журнала приведены некоторые работы А. Леонова.