«Техника-молодежи» 1981 №12, с.14-16




Насущные задачи космонавтики
Владимир Шаталов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА - О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?


2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?


3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?


4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?


5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?


6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Владимир Александрович ШАТАЛОВ родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области.

Первый полет в космос совершил 14-17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4».

Впервые были выполнены ручная стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5», переход через открытый космос космонавтов А. Елисеева и Б. Хрунова в корабль «Союз-4».

Второй полет в космос совершил 13-18 октября 1969 года совместно с А. Елисеевым в качестве командира космического корабля «Союз-8». Это был групповой полет трех советских космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».

Третий полет в космос совершил 23-25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» совместно с А. Елисеевым и Н. Рукавишниковым.

В полете впервые выполнена стыковка корабля «Союз-10» с орбитальной станцией «Салют», получен практический опыт стыковки.

1

Создание искусственных космических городов и поселений, о которых мечтал К. Э. Циолковский, пока еще не стоит на повестке дня. Мы занимаемся более насущными задачами. Например, охрана окружающей среды. В начале века никто о ней и не думал, а сейчас это один из серьезнейших вопросов, стоящих перед человечеством. Такие вещи, как связь, телевидение, образование, благодаря космонавтике приобретают ныне общечеловеческое, глобальное значение. А рациональное использование природных ресурсов? Первая сторона этой серьезной проблемы - необходимость быстрого развития народного хозяйства некоторых стран мира, освоения природных богатств, которыми они обладают. Ведь в больших государствах, где имеются труднодоступные районы, осталось пока довольно много «белых пятен» в геологическом смысле, разведаны далеко не все месторождения полезных ископаемых. С другой стороны, мы стоим перед угрозой катастрофически быстрого истощения природных ресурсов. Поэтому очень важно поскорее наладить общее, разумное хозяйствование на земном шаре.

Необходимо изыскивать новые технические средства, способствующие достижению этой цели. Такие, скажем, как дирижабль, для освоения тундры, которую сейчас безжалостно уничтожают колесные и гусеничные машины.

Иногда, впрочем, общественное мнение преувеличивает отрицательное воздействие человека на природу. Например, ответственность за плохую погоду довольно часто пытаются взвалить на нас, космонавтов. Понаделали, мол, дырок в небе, отсюда и засуха. Или, наоборот, наводнение. Но, товарищи дорогие, в прошлом-то даже ледниковые периоды бывали, причем без всякого влияния цивилизации! Ну а какой «вклад» в изменение климата может внести мировая космонавтика, видно хотя бы из следующего. На запуск «Союза» или «Прогресса» расходуется меньше керосина, чем только за одну заправку берет его на борт авиалайнер Ил-62 или, допустим, «боинг». Вот и считайте. Если уж говорить о засорении воздушного пространства, то «главная роль» в этом процессе, конечно, принадлежит промышленности. Крупных городов ФРГ или, скажем, Японии с орбиты просто не видно: они прикрыты сверху плотными дымовыми «шапками».

2

Каждый из нас по-своему рассказывает о своем пути в космонавты. Вряд ли кто-нибудь оказался в отряде случайно. Еще мой отец в свое время мечтал об авиации (в гражданскую он работал в воздухоплавательном отряде). Его мечты передались мне, видимо, по наследству. Красной линией проходили они через все мои поступки, планы, даже отношение к книгам, в частности, к научной фантастике. Я поступил сначала в авиационную спецшколу, затем в училище и стал летчиком. В дальнейшем мечта о новых высотах, о новой технике, о новых скоростях вела меня от одного самолета к другому. Когда запустили первый спутник, родилось желание стать космонавтом, хотя мне и казалось, что я для такого дела немного староват. Но потом мне поручили отобрать в отряд несколько летчиков из тех частей, где я служил, Нормативы по росту и возрасту оказались хотя и жесткими, но позволяющими вписаться мне со всеми моими данными. Это стало окончательным толчком: я, не задумываясь, принял решение, о котором не жалею вот уже 20 лет.

3

В первом же полете я убедился, что наша Земля мала. Корабль только-только вышел на орбиту, ты еще не успел втянуться в бортовой распорядок, а виток уже завершен, и внизу снова родной космодром и центр управления. Короткий сеанс связи, и уже нужно готовиться к следующему. Все это вызывает смешанное чувство: радость за прогресс и грусть оттого, что земной шар такой крохотный. Меня лично поразила и очень малая толщина атмосферы. Уже через считанные минуты после старта попадаешь в безбрежные просторы космоса. Небо черное, а над горизонтом отчетливо выступает тончайшая прослойка. Это и есть атмосфера. Словно миллиметровая оболочка метрового шара. Или кожура яблока. И вот эта-то эфемерная броня защищает нас от небесных «пуль» и «снарядов»: излучений и метеоритов, которые непрерывно обстреливают Землю. И она же сделала возможным уникальное явление: жизнь на нашей планете.

Нужно ясно отдавать себе отчет в том, что человеческая цивилизация расположена на периферии Галактики, вдали от центра, в стороне от оживленных коммуникаций других высокоразвитых галактических культур. Вероятно, они общаются между собой; когда-нибудь дойдет очередь и до нас. Но на данном этапе в модных разговорах о «летающих тарелочках» и инопланетянах, к сожалению, очень много надуманного. Есть люди, которые создают себе на этой теме популярность, извлекают из нее материальные или иные выгоды. Сама постановка вопроса об инопланетянах, избегающих контакта, не особенно, по-моему, логична. Ну и что из того, что они далеко опередили нас в развитии? Разве человек отказался бы, допустим, от контакта с муравьями, если бы имел такую возможность? Разве мы не прилагаем значительных усилий, чтобы спасти от вымирания многие виды живых существ? Так почему же инопланетяне должны поступать иначе?

Как бы то ни было, в конце концов попытки ученых установить контакт с другими цивилизациями обязательно увенчаются успехом. Возможно, скажут свое слово радио и телевидение, а возможно, иные, еще неизвестные средства связи. Ведь о том же самом радио человек и не подозревал всего-навсего какую-то сотню лет назад, а сейчас жизнь без него просто немыслима. Кто же может гарантировать, что другие цивилизации, опередившие нас на тысячелетия, не используют для общения еще не открытые нами методы?

4

В изучении и освоении космического пространства мы делаем пока что самые первые шаги. Фронт работ в этой области недостаточно широк; конечно, если бы усилия всех народов были направлены на решение тех общечеловеческих проблем, о которых я уже говорил, а не на гонку вооружений, то, наши успехи были бы гораздо более впечатляющими. Особенно если работы ученых разных стран проводились бы по одной координированной программе.

Целесообразность такого объединения усилий государств мира стала понятной уже в первые годы освоения космического пространства. Эти вопросы находили понимание и среди ученых США, многие из которых и сейчас высказываются за тесное сотрудничество с СССР. К сожалению, даже в самый разгар работ по программе «Союз» - «Аполлон» мы, посещая США, чувствовали, что далеко не все там настроены на сотрудничество, что есть определенные круги, мечтающие превратить космос в арену военных столкновений. По всем признакам, эти круги за последние годы нашли поддержку в правительстве и у тех, кто финансирует космические программы, поэтому наша совместная деятельность практически прекратилась. А ведь координированное использование кораблей «Шаттл» и орбитальных станций «Салют» принесло бы огромные выгоды. Наши станции могут существовать по нескольку лет, на них можно работать, по крайней мере, до года. Решены вопросы профилактического ремонта и снабжения при помощи дешевых автоматических кораблей «Прогресс». Заманчиво было бы использовать достоинства «Шаттла» для доставки сложной и громоздкой научной аппаратуры. Ее можно было бы пристыковать к «Салюту» и потом годами эксплуатировать с участием ученых разных стран. Американский корабль «Шаттл» и станций «Спэйслаб», которую он должен выводить на орбиту, такими возможностями не располагают. Станция будет находиться в космосе недолго: неделю-другую, максимум месяц. Потом ее возвратят на Землю вместе с экипажем; это, естественно, обойдется недешево. А если совместить преимущества обеих систем, то они могли бы хорошо послужить делу мира. К сожалению, администрация Рейгана избрала иной путь.

В этой связи приятно отметить наше плодотворное сотрудничество с учеными Франции. Они участвуют в создании различного оборудования, установленного на наших ракетах и беспилотных автоматических аппаратах. Сейчас французские космонавты готовятся к совместным с нами работам на борту орбитальных комплексов и пилотируемых кораблей. Эта программа, я думаю, принесет пользу обеим странам.

5

Освоение новых земель обычно происходило стихийно. Люди переселялись с места на место, гонимые жаждой наживы и неблагоприятными условиями собственной жизни. Судьба коренного населения никого не волновала. Мне кажется, что такое выражение, как скажем, «открытие Америки», в корне неправильно. Колумб открыл Америку для европейцев: они узнали, что она существует. Но что он открыл для народов, обитавших в Америке на протяжении тысячелетий? А освоение космоса - это совершенно новая сфера деятельности человечества. Космос - это новая среда, в которой человек никогда не жил и не работал, но в которую он теперь проник. Каждого космонавта готовит практически вся страна; он претворяет в жизнь не столько свои личные задачи, планы, мечты, сколько те задачи и планы, которые доверяет ему народ.

6

В невесомости вырабатывается устойчивый стереотип поведения. Если нужно, допустим, попасть в спускаемый аппарат, то ныряешь него головой вперед, там переворачиваешься, садишься в кресло и спокойно начинаешь работать. Все это делается автоматически. Так вот, когда мы вернулись на Землю и вылезли из корабля, вдруг выяснилось, что я забыл в спускаемом аппарате бортжурнал. Непорядок, надо достать. Я ставлю ногу на иллюминатор (корабль стоял вертикально), подтягиваюсь до люка и по привычке головой вниз ныряю внутрь. Привычно опираюсь руками о кресло, достаю бортжурнал, отталкиваюсь и жду, что сейчас спокойно вынырну из корабля. Но почему-то не получается. И только тут до меня доходит, что орбита, увы, далеко. Начинаю дрыгать ногами (они торчат из люка), кричать, чтобы мне помогли, и так далее. А собравшиеся никак не поймут, в чем дело. С большим трудом ухитрился наконец спуститься на голову и перевернуться. Это было, по-моему, раз в сто сложнее, чем в космосе.