«Техника-молодежи» 1982 №4, с.12-13, 26-29, 40-43



ПОСЛАНИЯ ВО ВСЕЛЕННУЮ



Вымпел с барельефом В. И. ЛЕНИНА, установленный на «Венере-13».

Земля — одна из девяти планет солнечной системы. Солнце — одна из 250 млрд. звезд Млечного Пути. В окрестностях многих из них, считают ученые, должна существовать жизнь. Как же с ней связаться? По радио?

Есть еще один способ дать знать о себе — помещать на борту космических зондов послания. Первым таким «письмом» был металлический вымпел на АМС «Луна-1», которая была запущена 2 января 1959 года и уже 13 лет путешествует по космосу. С тех пор стало доброй традицией помещать такие вымпелы на борт всех советских АМС; последние два, с барельефом Владимира Ильича Ленина (слева), установлены на автоматических станциях «Венера-13» и «Венера-14», спускаемые аппараты которых блистательно поработали на поверхности «утренней звезды» (см. стр. 6]; сами станции с вымпелами будут неопределенно долго вращаться по гелиоцентрическим орбитам. Американские ученые разместили на борту своих «Пионеров» металлические пластинки, содержащие минимальные сведения о Земле и солнечной системе (справа). Более сложное «письмо» несут на себе два «Вояджера», недавно прошедшие мимо Юпитера и Сатурна (см. «ТМ» № 6 за 1981 год). На борту каждого установлена видеопластинка, на которой записано 118 фотографий, рассказывающих о нас, нашей планете и цивилизации, 90 минут музыки, различные земные звуки и приветствия инопланетянам на 60 языках.

Разумеется, «письмо» на борту «Вояджера» вряд ли когда-нибудь попадет по назначению — шансы на это ничтожны. Пластинку следует скорее рассматривать как первую попытку составить послание, рассказывающее о человечестве, — своеобразную «визитную карточку» Земли. И даже в этом отношении она, конечно, несвободна от недостатков. Достаточно указать, что ученые работали над посланием всего две недели. О многом можно было бы, видимо, рассказать лучше, а многое и вообще осталось «за бортом» космического аппарата... Что ж, читателям «ТМ» представляется повод самим поработать над подобным «письмом».

Дорогие читатели, подумайте, какие моменты вы в нем осветили бы? Какие формы организации материала считаете вы наиболее подходящими для «представления» человечества тем, кто, вероятно, даже и не подозревает о нашем существовании? Ваши предложения присылайте в редакцию.

А отправной точкой может служить видеопластинка «Вояджера», о которой рассказывает канадский журналист и художник Джон Ломберг, принявший в работе над ней самое активное участие (см. стр. 26).


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

ДЖОН ЛОМБЕРГ (Канада)

Первоначально было задумано записать 6 фотографий: Земли, молекулы ДНК, человека и животных. Но потом это показалось недостаточным. При выборе фотографий ученые руководствовались двумя главными принципами: изображения должны быть максимально информативны и в то же время предельно просты для понимания.

Прежде всего было решено: картины, связанные с войной, болезнями, преступлениями и нищетой — наихудшим, что есть у нас, — нельзя посылать через Галактику. Быть может, когда послание будет получено, мы справимся с этими проблемами. К тому же не следует выглядеть агрессивными в глазах других цивилизаций.

2. Покрытие грампластинки, установленной на борту «Вояджера».

3. Схема определения положения Солнца по расстояниям до пульсаров.

4. Арифметическая таблица.

5. Таблица основных физических величин.

Не включили в послание и произведения живописи и скульптуры: составители не считали себя достаточно компетентными для выбора лучших из них.

Перед учеными была поставлена нелегкая задача: за две недели не только составить перечень изображений, звуков и музыкальных произведений, не только начертить все диаграммы и схемы, но и записать их на граммофонную пластинку, переведя видеосигналы в более низкие по частоте звуковые. Для этой цели использовали специальное электронное устройство, записывающее каждую черно-белую фотографию за 8 с.

Долго спорили: посылать ли черно-белые или цветные изображения? На запись цветной фотографии тратится втрое больше времени, чем на черно-белую. Поэтому стали записывать изображения в цвете, когда это необходимо (солнечный спектр) или желательно (фотографии Земли, деревьев, людей). Таким образом, из 118 изображений получилось 20 цветных. Для лучшего понимания некоторые фотографии сопровождаются силуэтами. Например, с помощью снимков 21 и 22 можно не только рассказать о древнейшем занятии человека — охоте, но и попытаться объяснить, что такое перспектива.

Пластинка «Вояджера» медная, позолоченная, весит 1,25 фунта, к ней приложена игла для проигрывания. На алюминиевой оболочке — инструкция по проигрыванию пластинки (фото 2). В верхнем углу нетрудно узнать изображение самой пластинки. Игла стоит в положении, с которого начинают проигрывание. Вокруг пластинки — запись времени одного ее оборота — 3,6 с. Этот отрезок дан в единицах, соответствующих переходу атома водорода из одного состояния в другое. Рисунок также показывает, что пластинку следует проигрывать от края к середине. Под ним — вид пластинки сбоку и время проигрывания одной стороны — около одного часа. Верхний правый угол — восстановление записи.

6. Схема солнечной системы.

7. Солнечный спектр.

8. Так выглядит Земля из космоса.

Звуковой сигнал преобразуется в телевизионное изображение — последовательность вертикальных линий. Указано время развертки одной линии — 8 миллисекунд. Ниже показано, как получается правильное воспроизведение. Еще ниже — полный растр изображения, в котором всего 512 вертикальных линий. Под ним — точная модель первой картинки, окружность. По ней инопланетянин увидит, правильно ли расшифровал сигналы, в нужном ли соотношении использовал горизонтальные и вертикальные сигналы. В нижнем левом углу — схема определения положения Солнца (она и на медных пластинках «Пионеров», фото 1 на стр. 13). По ней можно определить местоположение Солнца относительно 14 пульсаров, точные периоды излучения которых приведены. Рисунок в нижнем правом углу — изображение атома водорода в двух его основных состояниях. Время перехода водорода из одного состояния в другое принято за единицу времени.

На поверхности пластинки методом электролитического осаждения нанесен уран-238. Период его полураспада — 4,51 млрд. лет. Определив отношение количества изотопов к оставшемуся урану, можно узнать, когда было отправлено послание.

Хотя для цивилизации, способной отыскать «Вояджер», воспроизведение изображений по звуковым сигналам — дело нехитрое, все-таки начинать надо с проверки. Это задача двух первых картинок — окружности и карты положения Солнца (фото 3), на которой дан еще один ориентир — туманность Андромеды, ближайшая соседка нашей Галактики. Те, кто получил послание, будут знать об изменениях в положении пылевых облаков и звезд в ней через миллионы лет.

Предположим, инопланетяне сориентировались по первым двум картинкам. Для сообщения им хотя бы минимума информации необходим словарь, удобная система счисления. Такая система приведена на фотографии 4. Группы точек (одна, две, три и т. д.) эквивалентны числам. Они используются в показателях степени, дробях, арифметических действиях и т. д.

В таблице основных физических, единиц (фото 5) верхнее изображение — водородный атом (его масса 1М). При переходе в нем электрона с одного энергетического уровня на другой наблюдается излучение с частотой 1f и длиной волны 1L. Из этих трех единиц произведены метрические величины массы и длины. Для измерения массы Земли введена специальная единица е. Все обозначения физических единиц подчеркнуты, чтобы не спутать их с символами элементов, атомных чисел и т. д. После введения единиц измерения и символов можно начать рассказ о себе.

Сначала о том, где мы находимся. О солнечной системе (фото 6). На схеме — Солнце со всеми планетами. Для каждой указаны диаметр, расстояние от Солнца и период вращения. Солнечный спектр (фото 7). говорит о том, к какому классу звезд относится Солнце.

Теперь покажем ту планету, на которой живем, — «небесный оазис», как называют нашу Землю ученые (фото 8). В других солнечных системах инопланетяне, вероятно, наблюдали такие газовые гиганты, как Юпитер, или безатмосферные, покрытые кратерами шары вроде Меркурия. Возможно, им доводилось видеть и голубые планеты с атмосферой и водой, подобные Земле.

Место жизни обозначено. Теперь о самой жизни. Инопланетяне должны знать, что все живое на Земле имеет в своей основе молекулу ДНК (фото 9 и 10), которая хранит информацию о том, как расти и развиваться организму.

Формы жизни на Земле весьма разнообразны. Высшее земное существо — человек. Целый ряд фотографий посвящен описанию его анатомии (фото 11). Показаны представители женского и мужского пола, дан их средний рост (фото 12). Изображение ребенка в утробе матери говорит о том, как размножается человек.

Человеческие расы было предложено показать на Олимпийских играх (фото 13), так как спортсмены с их превосходными фигурами, сильными, тренированными телами могут наиболее ярко представить свою расу. На фотографии можно видеть советского бегуна, чемпиона Олимпийских игр Валерия Борзова (он впереди). Ученые хотели особо подчеркнуть, что наше будущее — это дети, в них наша надежда на мир, взаимопонимание и дружбу между людьми с разным цветом кожи (фото 14).

Как рассказать о продолжительности жизни человека? Лучше всего, решили ученые, поместить в послании фотографию одной семьи (фото 15 и 16). Представители пяти поколений сидят перед объективом, шестое присутствует на снимках, висящих на стене. Силуэты позволяют судить о весе и возрасте некоторых членов семьи, причем возраст старшего из них — средняя продолжительность жизни человека.

Человек живет на Земле, изучает ее и может многое о ней рассказать. На фотографии движения материков (фото 17) показаны: праконтинент, существовавший 3 млрд. лет назад, положение континентов сегодня и через 10 млн. лет. Отсчет времени ведется с момента образования Земли (4,5 млрд. лет назад). Человеческая рука на фотографии отмечает эру появления на Земле человека.

Строение и состав Земли показаны на схеме 18. Слева — 14 основных элементов, представленных на нашей планете. Используя атомные веса, можно определить, в какой пропорции они присутствуют. Показаны здесь также ядро и мантия.

Даже фотографии, показывающие, казалось бы, лишь красоту Земли, содержат определенную информацию. Прелестны, например, фотокомпозиции: секвойи, покрытые снегом (фото 19), и дерево, окруженное нарциссами (фото 20). Гексагональное строение снежинки (нижний правый угол, фото 19), вероятно, знакомо нашим «адресатам», так как вода присутствует и на многих других планетах. Снега, покрывающие секвойи, еще раз подчеркнут, что на Земле есть вода. Фотография дерева с нарциссами демонстрирует сравнительные размеры цветов и деревьев. Поразительный по красоте пейзаж в час заката (фото 23) также информативен: красная окраска вечернего неба говорит о том, что Земля окружена атмосферой, силуэты птиц — прообразы летательных аппаратов. Сообщить о себе как можно больше — с этой целью записано на пластинку и изображение подводного царства (фото 24). Здесь мы видим и аквалангиста.

Включены в послание и картины современных городов (фото 25 и 26), дающие представление о том, как они перенаселены, как перегружены транспортом, как выглядят их здания и улицы.

Такова лишь небольшая часть снимков, помещенных на борту «Вояджера». Но это еще не все. Пятьдесят пять приветствий инопланетянам «закупорены» в нем, как в бутылке, брошенной в море космоса. Участникам записи не говорилось, каким должно быть приветствие: писать его как письмо к дальнему родственнику или оно может быть более теплым и непосредственным вроде: «Привет! Мы не кусаемся! А вы? Всегда ваша, Земля». Поэтому все они получились разные. Одни носят общий характер: «Приветствуем вас, кто бы вы ни были! Мы дружим с тем, кто нам друг!» (греческий язык). «Мы в этом мире шлем вам наилучшие пожелания» (Таиланд), «Всем, кто живет во вселенной, привет!» (армянский), «Желаем вам всего хорошего от нашей планеты» (сербский), «Привет от всех, населяющих этот мир» (хинди). В других — предложение установить контакты: «Добро пожаловать! С удовольствием примем вас!» (пенджабский), «Приветствуем наших друзей на далеких звездах. Мы хотим когда-нибудь с вами встретиться» (арабский). Некоторые — чисто дружеские: «Как вы там? У вас все в порядке?» (бирманский, «Привет, как поживаете?» (японский), «Здравствуйте, приветствую вас» (русский), «Привет от детей планеты Земля» (английский).

Чтобы образ нашей планеты получился законченным, в послание включено 12-минутное звуковое эссе — звуки Земли. С пластинки звучат вулканы, землетрясения, грозы. Они поведают о драматических эпизодах рождения Земли. Инопланетяне услышат, как завывает ветер, стучат по крыше капли дождя, шумит океанский прибой; как трещат сверчки и квакают лягушки, как поют птицы, кричит гиена и трубят слоны, идущие на водопой, как звучат шаги человека, его смех, как стучит его неутомимое сердце, как потрескивают охваченные пламенем поленья. Они услышат, как возвращаются в гавань корабли и уходят вдаль поезда, как ревут двигатели ракет при запуске и шуршат шины автомобилей...


28. Некоторые из письменных обращений к инопланетянам на языках народов Земли, включенные в послание «Вояджера».

При выборе музыки ученые, работавшие над посланием, придерживались двух принципов. Во-первых, она должна представить как можно больше народов и культур. С этой целью была записана музыка народов мира: яванская, заирская, сенегальская, мексиканская, японская, грузинская, болгарская и т. д. Во-вторых, чья бы музыка ни была, она должна волновать, «брать за душу». Начинается 90-минутная запись прелюдией и фугой И.-С. Баха — одного из величайших композиторов всех времен и народов. Заканчивается 13-м струнным квартетом Бетховена, музыкой, вызывающей слезы, но в то же время наполняющей душу надеждой на мир и счастье.

Вот, пожалуй, и все о послании землян далеким мирам. Многое в нем сказано, но можно было бы сказать неизмеримо больше. А что бы предложили вы — жители планеты Земля?