ИССЛЕДОВАНИЯ ЛУНЫ

Советская ракета-носитель, использовавшаяся для запуска первых ИСЗ, после установки дополнительной ступени смогла придать запускаемому аппарату вторую космическую скорость, что позволило приступить к исследованию Луны и в дальнейшем — Венеры и Марса с помощью автоматических КА.
Станция «Луна-3» (1959 г.)

Созданием бортовых и наземных радиотехнических средств управления КА Институт обеспечил выполнение отечественной программы исследования Луны. Первая в мире станция слежения была разработана для контроля за полетом КА «Луна-1» и «Луна-2», направленных к Луне при запусках в январе и сентябре 1959 года (программа Е1). Станция, работающая в метровом диапазоне, была установлена в Крыму, вблизи поселка Симеиз. Она определила время и место «жесткой» посадки на поверхность Луны КА «Луна-2». Впервые в мире изготовленное на Земле тело было доставлено на другую планету.

В дальнейшем эта станция была усовершенствована, с ее помощью проводилось управление КА, осуществившим впервые в мире фотографирование обратной стороны Луны («Луна-3», октябрь 1959 года, программа Е2).

На основании полученных данных учеными-астрономами была создана первая карта 40% поверхности невидимой обратной стороны Луны. Полный глобус Луны был создан только после полета в 1965 году станции «Зонд-3», оснащенной фото-, теле— и радиоаппаратурой, разработанной в Институте.

Для управления КА, которые должны были осуществить мягкую посадку на поверхность Луны (программа Е6) была разработана другая станция слежения, установленная вблизи г. Симферополя и на Камчатке, вблизи г. Елизово.
Первый снимок обратной стороны Луны.

В качестве приемных антенн в Симферополе использовалась 32-метровая антенна ТНА-400, а на Камчатке — 16-метровая антенна PC 10-2M.

В Институте были также разработаны телевизионная и радиотехническая, бортовая и наземная аппаратура для передачи панорам поверхности Луны. После ряда неудач впервые в мире мягкая посадка на поверхность Луны была осуществлена в феврале 1966 года («Луна-9») и передана на Землю панорама окружающей КА поверхности. Мягкая посадка на Луну была повторена в декабре 1966 года («Луна-13»).
Завершение съемки обратной стороны Луны (станция «Зонд-3», 1965 г.)

По программе Е3 на орбиту вокруг Луны были выведены три первых спутника: «Луна-10», «Луна-11» и «Луна-12», проводивших исследование Луны и фотографирование ее поверхности.

Для управления автоматическими и пилотируемыми лунными КА в 1968 году были созданы НКУ на основе нового многофункционального комплекса «Сатурн-МС», работавшего в дециметровом диапазоне и размещенного на шести наземных пунктах и трех кораблях.

По ряду причин советская пилотируемая программа исследования Луны не была выполнена. В то же время программа исследования Луны автоматическим КА была продолжена.

По программе Е8/5 на Луну была доставлена платформа, оборудованная механизмом для бурения поверхности и забора лунного грунта, упаковки его в герметичный контейнер и стартовым устройством с ракетой для автоматической доставки - впервые в мире - лунного грунта на Землю («Луна-16», 12.09.1970 г.).

Управление возвратной ракетой производилось с помощью разработанного в Институте радиотехнического комплекса, работающего в метровом диапазоне частот. Таким способом лунный грунт доставлялся на Землю еще дважды: 14 февраля 1972 года — «Луна-20» — и 9 августа 1976 года — «Луна-24».

С помощью НКУ была успешно выполнена программа Е8, по которой на поверхность Луны были доставлены два лунохода: «Луноход-1» — 17 ноября 1970 года, «Луноход-2» — 8 января 1973 года, а также три исследовательских лунных спутника: «Луна-18», «Луна-19», «Луна-22».

Управление первыми роботами на поверхности другого небесного тела — Луны — велось из размещенного в Симферополе пункта управления, разработанного Институтом. Рабочее место водителя лунохода было оборудовано экраном системы малокадрового телевидения (МКТВ),
Фрагмент первой панорамы с поверхности Луны (станция «Луна-9», 1966 г.)

Станция «Луна-16». (1970 г.)
«Луноход-1» (1970 г.)
разработанного в Институте, на котором отображалась поверхность Луны перед луноходом. При его остановке бортовыми панорамными камерами, которые использовались для топографической съемки и прокладки маршрута, передавались изображения местности вокруг лунохода.

Бортовой и наземный радиотехнические комплексы для управления лунными КА разрабатывались таким образом, чтобы с их помощью можно было управлять также и орбитальными пилотируемыми КА.

За участие в лунной программе сотрудникам Института была присуждена Ленинская премия, многие получили правительственные награды.

Пункт управления Луноходом. (1970 г.)

Фрагмент панорамы Луны, полученный с Лунохода-1. (1970 г.)


далее

назад
E-6C и E-6L