«Земля и Вселенная» 1991 г №4 (июль - август)

На орбите — комплекс «Мир»

Продолжение. Начало см. в №№ 3-5, 1986; 2-6, 1987; 1-6, 1988; 1-3, 1989; 1-6, 1990; 1-3, 1991

В мае продолжалась работа восьмой основной экспедиции на борту комплекса «Мир». В начале месяца Виктор Афанасьев и Муса Манаров продолжали работы по разгрузке грузового корабля «Прогресс М-7». 7 мая корабль был отстыкован от комплекса и переведен на орбиту снижения.

Экипаж продолжил выполнение экспериментов с использованием спектрометров «Гранат», «Спрут-5» и другие исследования. Одновременно космонавты начали подготовку к встрече и передаче комплекса следующей основной экспедиции.

Корабль «Союз ТМ-12» стартовал с космодрома Байконур 18 мая 1991 г. Его международный экипаж состоял из командира корабля Анатолия Арцебарского, бортинженера Сергея Крикалева и первого стартовавшего в космос гражданина Великобритании — космонавта-исследователя Хелен Шарман.

20 мая в 17 ч 31 мин была осуществлена стыковка «Союза ТМ-12» с комплексом «Мир», которую мастерски вручную выполнил командир корабля А. Арцебарский. От автоматического режима пришлось отказаться на последнем этапе из-за подозрений на неисправность бортовой ЭВМ и автоматической системы сближения «Курс».

Экипаж комплекса сразу же приступил к выполнению насыщенной программы совместных экспериментов. В их число вошли «электротопограф», медицинские исследования, съемка отдельных участков земной поверхности.

В бортовой печи «Кристалл» произведена выплавка особых сортов стекол. Произведены биотехнологические эксперименты на установке «Вита». X. Шарман, кроме этого провела несколько сеансов связи с радиолюбителями Великобритании.
Командир корабля Анатолий АрцебарскийКосмонавт-исследователь Хелен ШарманБортинженер Сергей Крикалёв

26 мая в 13 ч 05 мин спускаемый аппарат «Союза ТМ-11» приземлился в заданном районе Казахстана. 175-суточная работа на орбите В. Афанасьева и М. Манарова, включавшая в себя четыре выхода в открытый космос была завершена. С ними на Землю вернулась и X. Шарман.

Указом Президента СССР В. М. Афанасьеву присвоено звание Героя Советского Союза. М. X. Манаров награжден орденом Октябрьской Революции, а Хелен Шарман и ее дублер Тимоти Мейс награждены орденами Дружбы народов.

В соответствии с программой, А. Арцебарский и С. Крикалев 28 мая осуществили перестыковку корабля «Союз ТМ-12» с переходного отсека «Квант». Она производилась с использованием ручного управления. 1 июня к комплексу был пристыкован грузовой корабль «Прогресс М-8». В последующие дни космонавты занимались его разгрузкой, перекачкой топлива из баков корабля в емкости «Мира», проводили регламентные работы по техническому обслуживанию комплекса. После этого были продолжены биологические эксперименты в космических оранжереях «Вазон» и «Светоблок», астрофизические исследования с использованием спектрометров «Мария», «Букет» и «Гранат» и другие работы.

В ночь с 24 на 25 июня экипаж комплекса произвел первый из девяти запланированных выходов в открытый космос. Была успешно заменена неисправная антенна системы сближения «Курс», поврежденная предыдущим экипажем во время выхода.

По материалам ТАСС