вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 1993 №2




Из новостей
зарубежной
космонавтики



Программа «Спейс
Шаттл»: очередные
полеты


Продолжение. Начало см. в № 6, 1991; № 4, 6, 1992.

51-й полет, программа STS-52. 22 октября 1992 г. в 17 ч. 09 мин 39 с (UT) космический корабль «Колумбия» (13-й полет) оторвался от стартового стола космодрома на мысе Канаверал и 9 минут спустя вышел на орбиту высотой около 300 км. На борту находился экипаж в составе командира Джеймса Уэзерби (2-й полет), пилота Майкла Бейкера (2), специалистов по полезной нагрузке Тамары Джерниган (2) и Стивена Маклина (1, 3-го астронавта Канады), а также специалистов по операциям на орбите Уильяма Шеферда (3) и Чарльза Вича (2).

23 октября экипаж успешно выполнил основную задачу полета — вывел в космос геодезический спутник «Лагеос-2», который в 14 ч 57 мин с буксиром IRIS отделился от корабля. Через 45 мин включился двигатель буксира, поднявший орбиту спутника до 5900 км.

Спутник «Лагеос-2» — сфера, изготовленная из бронзы и алюминия, на которой укреплены 426 призм, предназначенных для обратного отражения лазерных лучей, посылаемых с наземных станций. Фиксируя отраженные сигналы, ученые смогут с высокой точностью следить за движением тектонических структур, перемещением континентов и гравитационным полем планеты.

Масса спутника всего лишь около 400 кг, что дало основание многим специалистам сомневаться в целесообразности его вывода кораблем «Шаттл» грузоподъемностью в 24 т. Однако NASA считает, что этим выполняются обязательства перед Итальянским космическим агентством, по заказу NASA разработавшим и создавшим буксир IRIS, для вывода с борта «Шаттлов» коммерческих спутников. Когда после гибели «Челленджера» было решено прекратить использование многоразовых кораблей для запуска коммерческих спутников, «Лагеос» оказался единственным грузом для буксира, на разработку которого Италия истратила 160 млн долл. Однако NASA полагает, что полет все же окупит себя, принеся многочисленные научные и технологические результаты.

24 и 25 октября астронавты испытывали систему точного управления манипулятором, наблюдали поверхность Земли и выполняли технологические эксперименты по кристаллизации различных материалов. Один из канадских экспериментов был посвящен фотографированию слабого свечения, наблюдаемого в межпланетной среде.

26 — 27 октября экипаж продолжал эксперименты по исследованию атмосферы Земли и получению новых сплавов металлов. В небольших тиглях плавили около 40 образцов металлов, включая золото, серебро, свинец. Ученые рассчитывают получить оригинальный сплав для использования при создании нового поколения микроэлектронных схем. С. Маклин, ответственный за проведение экспериментов Канадского космического агентства, испытывал «систему космического зрения», повышающую точность операций, совершаемых с помощью манипулятора. Эти эксперименты помогут отработать приемы, необходимые для монтажа космической станции «Фридом».

28 октября экипаж начал эксперимент «MELEO» («Экспонирование материалов на низкой околоземной орбите»). В ходе его образцы различных конструкционных материалов с помощью дистанционного манипулятора выносятся из грузового отсека и располагаются навстречу движения корабля. После 30 ч экспонирования они возвращаются назад. В дальнейшем ученые будут определять по результатам этого эксперимента эрозионное воздействие на образцы атомарного кислорода верхней атмосферы и решат, какие из материалов наиболее пригодны для использования на будущей станции «Фридом» и канадском ИСЗ «Радарсат».

29 октября. Согласно плану завершен шестидневный французский эксперимент по изучению затвердевания материалов. После очередного исследования управления движениями манипулятора выполнилось, что оно обладает пространственной ошибкой в 2 — 3 см.

30 — 31 октября. Орбита «Колумбии» снижена до 210 км для создания условий более детального изучения эрозионного воздействия атомарного кислорода на материалы.

1 ноября. В 14 ч 05 мин экипаж «Колумбии», полностью завершив программу полета, совершил посадку на полосу космодрома Канаверал. Продолжительность полета составила 9 сут 18 ч 55 мин.

52-й полет. 2 декабря 1992 г. в 13 ч 24 мин (UT) после 85-минутной задержки, вызванной обледенением топливного бака, космический корабль «Дискавери» стартовал с космодрома Канаверал. Это — десятый полет (программа STS-53), выполняемый по заказу Министерства обороны США. Через 8,5 мин после начала полета маршевые двигатели отключились, и корабль оказался на орбите с апогеем 370 км. Еще одно трехминутное включение двигателей, — и он вышел на заданную круговую орбиту.

3 декабря экипаж «Дискавери» в составе командира Дэвида Уолкера (3-й полет), пилота Роберта Кабана (2) и специалистов по обеспечению полета Района Блуфорда (4), Майкла Клиффорда (1) и Джеймса Восса (2) вывел на орбиту разведывательный спутник. Хотя о типе спутника официально не объявлялось, полагают, что это «Лакросс» — мощный радиолокатор для обнаружения земных объектов.

4 декабря. Главная задача дня — испытание лазерного приемника, который, по замыслу создателей, сможет помочь усовершенствовать радионавигационную спутниковую систему «Навстар», используемую американскими войсками для определения своего положения на Земле (точность — 17 м). Считают, использование лазерного излучения вместо радиоволн увеличивает точность определения координат наблюдателя. Однако опробовать систему не удалось: помешала сильная облачность в местах установки лазерных излучателей.

Экипаж предпринял попытку испытать компьютерную видеокамеру «Геркулес», разработанную ВВС США для автоматического определения координат объектов. Но из-за облачной погоды большинство из запланированных 140 целей отснять не удалось. Проведены измерения солнечной и космической радиации.

Астронавты попытались вывести в космос шесть металлических шаров диаметром от 5 до 15 см, которые служили бы мишенями для радаров и телескопов, следящих за космическими обломками. Однако из-за неисправности системы выталкивания шаров эксперимент провести не удалось.

5 декабря. Погодные условия на Земле снова мешали астронавтам. Лазерную связь установить по-прежнему не удается, а фотографируя камерой «Геркулес», астронавты то и дело вынуждены пропускать намеченные районы.

6 декабря. Лазерный сигнал с авиабазы «Малабар» во Флориде наконец достиг борта «Дискавери». Зеленый луч лазера астронавты видели и визуально, и с помощью камер. Вновь проводились съемки Земли камерой «Геркулес».

7 декабря. Астронавты продолжали эксперименты по лазерной локации, съемки поверхности Земли. Осуществлены и некоторые медико-биологические исследования. Вечером этого дня экипаж «Дискавери» впервые наблюдал космический закат (до этого траектория полета корабля постоянно освещалась Солнцем).

8 декабря. Пользуясь темнотой, астронавты изучали слабое свечение, возникшее на корпусе корабля при взаимодействии с окружающей средой. Вечером астронавтам пришлось совершить маневр, чтобы разминуться с безымянным космическим обломком. Столкновение было маловероятным, но действующие правила NASA не допускают сближения «Шаттлов» с другими телами ближе, чем на 2,1 км в боковом направлении или 4 км вдоль траектории.

9 декабря. В 19 ч 30 мин (на 115-м витке вместо 114-го) «Дискавери» приземлился на авиабазе «Эндрюс» в Калифорнии. Из-за утечки горючего из двигателя системы ориентации, начавшейся непосредственно перед сходом с орбиты, экипажу пришлось пробыть в кабине после приземления лишние два часа, дожидаясь пока наземный персонал произведет нейтрализацию ядовитых паров.

Длительность полета составила 7 сут 7 ч 19 мин.

По материалам информационного бюллетеня «Новости космонавтики»

(Продолжение следует)