вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 1993 №6




Информация

Проект «Плутон»: старт в 1998 году?

Новый директор NASA Дэниэл Голдин назвал предлагаемый американской Лабораторией Реактивного Движения (JPL) проект полета к Плутону (последняя планета Солнечной системы, к которой еще не приближались земные космические зонды), примером созидательной экономии.

Инженеры JPL надеются получить финансирование своего проекта, названного «Миссия быстрого пролета вблизи Плутона», в 1994 г. Этой программой предусматривается сборка на предприятиях JPL двух космических аппаратов-близнецов и их запуск в 1998 г. Полет продлится около шести лет. Стоимость аппаратов оценивается меньше, чем в 400 млн долл., и относится к таким, которые администрация США намерена финансировать в ближайшие годы. Однако, считают инженеры и разработчики проекта, если даже финансирование не начнется к 1995 г., полет состоится в назначенный срок.

«Не дайте бюрократам разрушить вашу прекрасную идею!» - призывал Голдин на Международном космическом конгрессе год назад. Голдин привел много выгодных черт этого проекта, делающих его привлекательным в нынешних условиях крайне жесткого финансирования: простота конструкции и небольшие размеры аппаратов, их сборка и разработка исследовательской части силами только американских ученых. Таким образом, хотя проект «Плутон» и не входил в первоначальные планы NASA, он отвечает многим требованиям, предъявляемым Комитетом по исследованию Солнечной системы этой организации. В 1981 г. Комитет разработал универсальную конструкцию для космических аппаратов различных проектов. В 1990 г. эти идеи начали материализовываться, когда стали финансироваться проекты CRAF («Встреча с кометой - пролет вблизи астероида») и Кассини (исследование Сатурна и его спутников). Однако оценочная стоимость обоих проектов составляла более 1,6 млрд долл. - верхнего предела, установленного Конгрессом США, и от проекта CRAF пришлось отказаться. Ученые надеются, что проект «Плутон» такая участь не постигнет.

Space News, 1993, V. 3, № 37




Информация

Папуасский космодром?

Власти Республики Папуа-Новая Гвинея объявили о своем согласии с намеченными планами строительства первого в мире частного космодрома на одном из островков архипелага Бисмарка у берегов о. Новая Ирландия, в 500 км к северо-востоку от о. Новая Гвинея.

Этот район находится всего в нескольких градусах от экватора, что делает его идеальным местом для запуска ИСЗ как на полярную, так и на экваториальную геостационарную орбиту, наиболее выгодную для спутников связи и телевидения.

Развитием этой идеи в австралийском штате Квинсленд занята компания «Spece Transportation Systems», возглавляемая бывшим премьер-министром этого штата. Первоначально компания осуществляла попытку строительства аналогичного космодрома на мысе Йорк - северной точке Австралии, но претерпела неудачу, не найдя достаточной финансовой поддержки. На этот раз существует надежда заинтересовать ряд европейских банков. Как полагают, строительство космодрома обойдется в 1 млрд долл.

В мае 1993 г. первая группа специалистов, включающая более пятидесяти экспертов - топографов, почвоведов, сейсмологов и инженеров самых различных специальностей приступила к обследованию на месте ряда островов архипелага Бисмарка, чтобы подобрать наиболее подходящий из них. Работа будет стоить 20- 30 млн долл. и продлится полгода, за которые должны завершиться переговоры с банками об условиях финансирования.

Консорциум заявил о своей заинтересованности в использовании российских ракет-носителей типа «Зенит». Сами спутники, как полагают, будут изготовляться в США, что может вызвать возражения правительства этой страны, с трудом дающего согласие на подобное сотрудничество. Однако, когда обсуждались перспективы строительства космодрома на м. Йорк, оно после сложных переговоров было все же получено, что вселяет надежды.

Среди природных препятствий называют высокую сейсмичность. Точное сейсморайонирование покажет, насколько здешние землетрясения опасны для будущего космодрома.

В Папуа-Новой Гвинее также нет пока достаточной инфраструктуры для возведения столь сложного технического сооружения. Но это обстоятельство может быть преодолено с выгодой как для страны, так и для будущих инвесторов.

Преодолев все эти трудности, запуск первого спутника с папуасского космодрома может быть осуществлен в 1997 г.

New Scientist, 1993, 138, 1873




Информация

«Марс Обсервер» разделил судьбу « Фобосов»

В августе 1993 г. космический зонд «Марс Обсервер», запущенный NASA 25 сентября 1992 г. (Земля и Вселенная, 1993, № 4, с. 18), был потерян на подлете к Красной Планете. В программу полета входили: выход на начальную орбиту вокруг Марса и переход на низкую, а также многочисленные наблюдения и эксперименты по изучению планеты в течение по меньшей мере одного марсианского года.

Переход на начальную околомарсианскую орбиту планировался 24 августа 1993 г., подготовка к маневру началась задолго до этого момента. Аппарат был стабилизирован в так называемом режиме нормального вращения, объем информации, передаваемой на Землю и обратно, составлял 125 бит/с, время прохождения сигнала «в один конец» - около 18,5 мин. С 6 августа на борт стали поступать сигналы, инициирующие различные технические операции, предусмотренные графиком подготовки к маневру перехода (ввод параметров маневра, подготовка топливных баков и двигателей к включению и т. п.).

На 12 августа Марс и космический аппарат (КА) разделяло 2 611 543 км, причем последний двигался со скоростью 2,46 км/с относительно планеты. Один за одним на борту аппарата включались научные приборы, производилась их проверка и калибровка. 13 августа на Землю передано первое изображение Марса. Снимки получены с очень высоким разрешением. На них отчетливо видны Большой Сырт, обширное вулканическое плато, покрытое песчаными дюнами, равнины Утопия (где совершил посадку «Викинг-2»), Нилосырт, Эллада. Последняя (ударное образование диаметром около 2000 км) известна как место, где начинаются песчаные бури, была более яркой на снимках, сделанных часом позже. Атмосфера планеты оказалась чрезвычайно чистой, гораздо прозрачнее, чем она была, когда вблизи нее работали «Викинги».

По расчетам, «Марс Обсервер» должен был выйти на орбиту вокруг планеты 24 августа. Маневр перехода - самый серьезный и трудный момент экспедиции. Двигателям предстояло проработать по меньшей мере 29 мин, в результате аппарат занял бы место на орбите высотой 1488 км над марсианской поверхностью. После этого в течение трех месяцев орбиту превратили бы в низкую круговую высотой 378 км (с периодом обращения КА 118 мин).

20 августа аппарат и Марс разделяло 891 120 км, а вечером 21 августа связь с аппаратом была утеряна. Инженеры Лаборатории Реактивного Движения (JPL), управлявшие «Обсервером», послали серию команд, чтобы развернуть передатчик и нацелить его антенну на Землю, но никакого обратного сигнала не получили. Последующий анализ показал, что обрыв связи произошел после того, как на борт поступила команда о начале повышения давления в топливной системе.

Поначалу это не было воспринято как трагедия: такое не раз случалось и ранее в других экспедициях (например, во время управления КА «Галилео», находящегося сейчас на пути к Юпитеру, связь терялась дважды, как и в работе с КА «Магеллан» - Ред.). В направление аппарата каждые 20 мин передавались команды, «приказывающие» ему стабилизироваться и направить антенны на Землю. Кроме того, еще 20 августа бортовому компьютеру аппарата передали программу, которая должна была автоматически управлять выполнением перехода на новую орбиту. У персонала проекта не было никаких оснований считать, что компьютер не исполнит то, что запланировано.

Помимо этого, такая ситуация предусматривалась разработчиками, и в компьютер аппарата была введена специальная программа: если «Марс Обсервер» «почувствовал», что связь с Землей потеряна, то через пять суток он начинает самостоятельные попытки связаться с ней. Однако все усилия оказались безуспешными...

По информационным материалам JPL