вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2001 №1, с.48-54




Из новостей российской космонавтики



Полет орбитального комплекса "Мир" в 2000 г.*




*Продолжение. Начало см.: 1997, №№ 3 и 6; 1998, №№ 2 и 6; 1999, № 3; 2000, № 1.

Второй раз за свою долгую космическую жизнь орбитальная станция "Мир" встретила Новый год без экипажа на борту. Впервые это произошло 13 лет назад между первой и второй основными экспедициями (ЭО-1 и -2). Тогда перерыв планировался, а сейчас он стал вынужденной мерой из-за отсутствия финансирования.

В начале 2000 г. ОК "Мир" совершал полет в автоматическом режиме. ЦУП по-прежнему внимательно следил за функционированием систем комплекса. Судьба станции в этот период сложилась удачно.

10 января в РКК "Энергия" им. СП. Королёва состоялся Совет главных конструкторов, который постановил продолжить эксплуатацию ОК "Мир" в пилотируемом режиме за счет внебюджетных средств. 12 января Коллегия Росавиакосмоса утвердила решение Совета, а 20 января его одобрило Правительство РФ. Высота орбиты станции приближалась к критической и решено для ее подъема запустить транспортный корабль "Прогресс М1". Это "грузовик" новой модификации. В отличие от своего предшественника он может привезти вдвое больший запас топлива - до 1740 кг. Было решено, что после перевода комплекса на более высокую орбиту, к нему отправится экипаж 28-й основной экспедиции.

21 января станция "Мир" "ожила". Утром ЦУП включил ее центральный компьютер — ЦВМ № 1 ("Салют 5Б"). Компьютер, как всегда, сначала тестировали, а затем в сеансах связи в него закладывали базу данных. К концу дня с помощью реактивных двигателей управления провели ориентацию станции, и солнечные батареи оказались в более выгодных условиях работы. В результате панели солнечных батарей были точно сориентированы на Солнце, и увеличилось поступление электроэнергии. На следующий день раскрутили все 12 гиродинов и включили их в контур управления.

25 января провели коррекцию орбиты станции с помощью маршевого двигателя грузового корабля "Прогресс М-42" (запущен 16 июля 1999 г.), пристыкованного к модулю "Квант". До коррекции высота орбиты составляла в перигее 305.3 км, в апогее — 319.8 км, после коррекции — 312.3 и 329.7 км соответственно.

1 февраля в 9 ч 47 мин 23 с** к ОК "Мир" стартовал автоматический грузовой корабль "Прогресс М1-1". Как обычно, на следующий день после старта очередного "грузовика" от станции отстыковали предыдущий. "Прогресс М-42" расстыковался со станцией 2 февраля в 6 ч 11 мин 52 с. Его торможение осуществлялось с помощью двигателей причаливания и ориентации. Включенные в 9 ч 10 мин 40 с, они проработали 447,7 с. Расчетное время прекращения существования корабля — 9 ч 57 мин 20 с. Длительность полета КК "Прогресс М-42" составила 200 сут 14 ч 20 мин.


**Здесь и далее приведено декретное московское время.

3 февраля в 11 ч 02 мин 28 с "Прогресс М1-1" состыковался с ОК "Мир", причалив к модулю "Квант". "Прогресс М1-1" - первый из новой серии. Его оснастили системой наддува станции воздухом, поскольку в августе прошлого года на "Мире" обнаружилась негерметичность. К приходу "грузовика" давление внутри станции составляло всего 530 мм рт. ст., и оно падало со скоростью 0.7 мм рт. ст. в сутки. Системой наддува теперь можно управлять как по командам с Земли, так и вручную. У нового грузового корабля были и другие отличия, в том числе более совершенное математическое обеспечение бортового компьютера.

Старт ракеты-носителя с космическим кораблем "Союз ТМ-30" 4 апреля 2000 г.


С помощью двигателей КК "Прогресс М1-1" провели несколько маневров подъема орбиты комплекса до 352 х 367 км. Для экономии ресурса бортовых систем 10 февраля "Мир" опять перевели в режим закрутки, предварительно остановив гиродины. 20 марта станцию начали готовить к прилету пилотируемого корабля. Опять включили центральный компьютер, построили ориентацию, раскрутили гиродины, провели тесты системы причаливания и стыковки.

Пилотируемый корабль "Союз ТМ-30" стартовал 4 февраля в 8 ч 01 мин 29 с. Командир экипажа - подполковник Сергей Викторович Залётин, бортинженер — Александр Юрьевич Калери. Известного артиста театра и кино Владимира Александровича Стеклова, готовившегося вместе с ними к полету в качестве пассажира, 16 марта вывели из состава экипажа, как объявили, "из-за невыполнения условий контракта". Главная цель его участия в космической экспедиции была связана с первоначально запланированной съемкой художественного фильма на борту станции. К сожалению, полет В. Стеклова не состоялся — подвели спонсоры. На станцию "Мир" С. Залётин и А. Калери отправились вдвоем, их позывной — "Енисей".

Сергей Викторович Залётин родился 21 апреля 1962 г. в г. Щёкино Тульской обл. В 1983 г. окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков, затем служил в Московском военном округе. Стал военным летчиком 1-го класса, налетал свыше 1100 ч, выполнил более 120 прыжков с парашютом. В 1990 г. его зачислили в отряд космонавтов. В 1992-94 гг. учился в Государственной академии нефти и газа на факультете "Аэрокосмология", по окончании получил степень магистра экологического менеджмента. В космос полетел впервые.

Александр Юрьевич Калери родился 13 мая 1956 г. в г. Юрмала (Латвия). В 1979 г. окончил Московский физико-технический институт и стал работать в НПО "Энергия" (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королёва). В 1983 г. заочно окончил аспирантуру при МФТИ. В отряде космонавтов с 1984 г. Он дважды побывал на ОК "Мир": в качестве бортинженера ЭО-11 и ЭО-22, работал с астронавтами Германии, Франции и США. Общая продолжительность полетов — 343 сут 7 ч 37 мин. Трижды выходил в открытый космос, их суммарная длительность — 14 ч 36 мин.

Дублерами "Енисеев" были полковник Салижан Шакирович Шарипов из ЦПК им. Ю.А. Гагарина и Павел Владимирович Виноградов из РКК "Энергия". Они уже совершали космические полеты: С. Шарипов на американском КК "Индевор" участвовал в миссии STS-89 с посещением станции "Мир", а П. Виноградов в это время работал на ней бортинженером ЭО-24.

6 апреля "Союз ТМ-30" состыковался с ОК "Мир". Сближение проходило, как обычно, в автоматическом режиме. Когда на последних метрах сближения стало увеличиваться рассогласование по тангажу, С. Залётин по указанию ЦУП перешел на ручное управление. За 3 м до цели он остановил корабль, отвел его на расстояние 7 м и завершил стыковку. Корабль причалил к стыковочному узлу на переходном отсеке станции в 9 ч 31 мин 24 с. Одна из задач экипажа ЭО-28 — поиск негерметичного отсека и места негерметичности. Эту работу экипаж проводил поэтапно. Последовательно проверялась герметичность отсеков станции, в том числе и систем вакуумирования гиродинов. Определив негерметичный отсек, приступили к поиску места, через которое воздух уходил из станции. Для этой цели экипаж имел комплект специальных приборов "Бар". В него вошла разработанная в ЦНИИ машиностроения аппаратура. Ее действие основано на температурно-влажностном методе - снижение температуры адиабатически расширяющегося воздуха при истечении его в вакуум охлаждает окрестности места утечки. В комплект вошел также акустический пеленгатор, предложенный КБ "Салют" (ГКНПЦ им. М.В. Хруничева). Утечку удалось обнаружить без этих приборов.


Экипаж 28-й длительной экспедиции на орбитальный комплекс "Мир" С. Залётин и А. Калери

19 апреля космонавты готовили переходный отсек станции к проверке герметичности. Осматривая гермоплату, вмонтированную в люк, ведущий в модуль "Спектр", случайно задели клапан манометрической аппаратуры и услышали шипение выходящего воздуха — так нашли негерметичность.

Напомним, что три года назад в модуле "Спектр" была нарушена герметичность после столкновения с грузовым КК "Прогресс М-34". Модуль закрыли 25 июня 1997 г. сначала обычным люком, а потом привезли люк с гермоплатой. На ней были установлены электрические разъемы, к которым подсоединили с одной стороны кабели от солнечных батарей "Спектра", а с другой — кабели бортовой электросети станции. На этой же плате стоял клапан, через него измеряли давление в "Спектре", а также наддували модуль газовой смесью, когда пытались обнаружить место негерметичности. Очевидно, со временем крепление клапана ослабло, и он стал пропускать воздух. По рекомендации ЦУП на место клапана поставили заглушку и затянули ее ключом. Но для полной гарантии проверку отсеков продолжали. И только в конце мая 2000 г. специалисты дали заключение, что станция герметична.

В апреле с помощью кораблей "Прогресс М1-1" и "Союз ТМ-30" были снова проведены маневры повышения орбиты полета.

Космический корабль "Союз ТМ-30", пристыкованный к станции "Мир"


После заключительного, 24 апреля, высота орбиты стала 329 х 350 км. На этом "Прогресс М1-1" исчерпал свои возможности, и 25 апреля в 23 ч 08 мин 02 с к ОК "Мир" стартовал КК "Прогресс М1-2". "Прогресс М1-1" расстыковался со станцией 26 апреля в 19 ч 32 мин 33 с. Торможение корабля производилось двигателями причаливания и ориентации, включенными в 22 ч 26 мин 03 с (они отработали 418 с). Сход с орбиты прошел в 23 ч 18 мин 08 с. Длительность полета "грузовика" — 85 сут 13 ч 31 мин.

Освободившийся на модуле "Квант" стыковочный узел 28 апреля занял "Прогресс М1-2". Он причалил в 00 ч 28 мин 48 с, а затем провели три коррекции орбиты (29 и 30 апреля и 1 мая), после чего высота орбиты увеличилась до 370 х 390 км. По заключению баллистической службы, ОК "Мир" без дополнительных коррекций орбиты может летать до своего 15-летия, т.е. до 20 февраля 2001 г. Из-за активности Солнца гарантийный срок сократили — до конца декабря 2000 г.

Программой полета ЭО-28 предусматривался один выход в открытый космос со следующими задачами:

— проведение эксперимента "герметизатор" (нанесение герметизирующей смеси на панель, имитирующую поврежденный участок корпуса космической станции);

— инспекция солнечной батареи, установленной на модуле "Квант";

— осмотр грузового корабля "Прогресс М1-2";

— демонтаж экспериментальной тонкопленочной солнечной батареи, установленной на стыковочном отсеке;

— выполнение программы эксперимента "Панорама" (инспекция внешней поверхности станции).

12 мая в 13 ч 44 мин космонавты открыли выходной люк и приступили к работам в открытом космосе.

Эксперимент "Герметизатор" предполагалось выполнить еще предыдущей экспедицией. 16 апреля 1999 г. В. Афанасьев и французский космонавт Ж.-П. Эньере установили имитационную панель возле выходного люка, но выдавить герметизирующую смесь не удалось. Теперь все получилось.

С помощью грузовой стрелы космонавты перебрались на модуль "Квант". Солнечная батарея, которую предстояло обследовать, доставлена на "Мир" вместе со стыковочным отсеком в ноябре 1995 г. кораблем "Атлантис" (STS-74). Солнечная батарея дооснащения (СБД) имела американские фотоэлектрические преобразователи и предназначалась, в том числе, для экспериментальной отработки в интересах будущих космических программ. В мае 1996 г. Ю. Онуфриенко и Ю. Усачев перенесли СБД на модуль "Квант", установили ее и раскрыли. Они подключили половину генераторов СБД к электроразъемам системы энергопитания на модуле "Квант". Подключением второй половины занимались В. Корзун и А. Калери в декабре того же года. Им пришлось проложить кабель от СБД на базовый блок к электроразъемам дополнительной солнечной батареи. В марте 2000 г. начались перебои в подаче электроэнергии с этой солнечной батареи, а потом питание и вовсе прекратилось. Внутренняя электросеть была исправна, и ситуацию надеялись прояснить во время выхода в открытый космос. Вот что сообщил А. Калери в своем докладе:

"На ОНИ (отсек научных инструментов — негерметичный отсек модуля "Квант") сгорел кабель. Кабель, который идет от привода батареи на ОНИ и разветвляется на 6 веток с разъемами. В месте разветвления все обуглено, а несколько веток болтаются обгоревшие. Одна из них кончается разъемом, который нам надо было расстыковывать... Из кабеля высыпается труха, окалина. Повреждена изоляция... кое-где на изоляции брызги расплавленного металла. Поручень на ОНИ с одной стороны темный, а ЭВТИ (экранно-вакуумная теплоизоляция) обуглена...

На кабеле СЭП (система энергопитания), соединяющем ОНИ с приводом, тоже следы потемнения, обугливания до самой батареи. В местах контактов есть следы окалины и потемнения... Здесь кабель-вставка, которую мы с Валерой (В. Корзун) в 1996 г. прокладывали... На нем в месте контакта с кабелем СЭП внешний чехол тоже немного обугленный... В месте контакта с корпусом привода на изгибе также следы обугливания... Взялся за этот кабель, а внутри чувствуется труха. Весь кабель до корпуса привода обугленный. На донной части батареи видны следы окалины, копоть... Кабели на батарее чистые".

Короткое замыкание в открытом космосе случилось впервые. Но солнечная батарея осталась целой, и ее привод сохранил подвижность. Руководитель полета В. Соловьев оценил ситуацию как неприятную, но не критическую. Еще в марте 2000 г., когда эта батарея перестала работать, перераспределили электроэнергию, получаемую от других солнечных батарей. И сейчас ее достаточно для проведения полной программы экспедиции.

Осмотр грузового корабля "Прогресс М1-2" выполнялся по просьбе конструкторов. Их интересовало, не повлиял ли на КА скоростной напор на участке выведения после сброса головного обтекателя. Но космонавты ничего подозрительного на "грузовике" не обнаружили.

Дальнейшие работы экипажа переместились в другое место комплекса - стыковочный отсек, присоединенный к модулю "Кристалл". На стыковочном отсеке в ноябре 1998 г. установили экспериментальную тонкопленочную солнечную батарею, которую теперь надо было вернуть на Землю.

Для быстрого перемещения в открытом космосе на удаленные места работы космонавты использовали грузовую стрелу. Экипаж полностью выполнил программу работ, включая видео— и фотосъемку. Перед закрытием люка они обследовали резиновые уплотнители. Выходной люк космонавты закрыли в 18 ч 47 мин, пробыв в открытом космосе 5 ч 03 мин, и вернулись на полчаса раньше запланированного времени.


Командир С. Залётин проводит на станции один из экспериментов

Расположение неработающей солнечной батареи на ОК "Мир"

Во время сушки скафандров космонавты попытались с помощью аппаратуры "Бар" найти место, где выходной люк пропускает воздух. Из-за негерметичности шлюзовой отсек приходилось постоянно держать изолированным и наддувать при работе в нем. Найти место утечки не удалось, так как, вероятно, повреждения резиновых уплотнений находятся в разных местах.

Завершение полета ЭО-28 планировали на 2 июня, но потом экспедицию решили продлить для проведения научных экспериментов. Некоторыми из них космонавты занимались и раньше. Так, на протяжении всего полета они регулярно проводили медицинские исследования; наблюдали за природными и техногенными катастрофами (эксперимент "Ураган"), такими как пыльные солевые бури в районе пересыхающего Аральского моря, нефтяными озерами на северо-востоке Каспия; выращивали различные овощные культуры (эксперимент "Оранжерея"). Астрофизические исследования выполнялись без участия экипажа.

За оставшееся до возвращения время экипаж провел серию экспериментов, например "Пелена-2" (изучение генерации и движения потока монодисперсных капель для капельного холодильника-излучателя космических энергетических установок) и "Плазменный кристалл" (регистрация упорядоченной структуры частиц большого заряда). Космонавты, успешно справившись со всеми задачами, доказали, что станция "Мир" пригодна к дальнейшей эксплуатации. У них сложилось мнение: ОК "Мир" можно эксплуатировать еще по крайней мере, два-три года.

15 июня экипаж завершил консервацию станции, подготовив ее к беспилотному полету. Переходные люки между кораблем и станцией закрыли в 21 ч 17 мин. 16 июня в 00 ч 24 мин 49 с КК "Союз ТМ-30" отстыковался от станции "Мир". В 2 ч 51 мин 57 с включился маршевый двигатель и, проработав 254.8 с, снизи-л скорость для схода с орбиты. В ЦУП поступило сообщение, что в 03 ч 43 мин 45 с Сергей Залетин и Александр Калери приземлились в 44 км юго-восточнее г. Аркалык в Казахстане. Продолжительность полета ЭО-28 составила 72 сут 19 ч 42 мин 16 с.

Орбитальный комплекс "Мир" опять перевели в режим автономного полета. ЦУП постоянно контролирует состояние ее бортовых систем. Время от времени приходится подправлять ориентацию комплекса, чтобы поддерживать положительный баланс электроэнергии.

15 октября в 21 ч 09 мин 51 с проведена расстыковка грузового корабля "Прогресс М1-2" от ОК "Мир". Сход с орбиты прошел 16 октября в 02 ч 29 мин 40 с. Длительность полета "грузовика" - 173 сут 03 ч 21 мин 38 с. 17 октября в 0 ч 27 мин 06 с запущен "Прогресс М-43", который будет проводить коррекцию высоты орбиты станции до прибытия экипажа. Стыковка "грузовика" с комплексом выполнена 21 октября в 1 ч 16 мин 05 с.

Дальнейшая судьба ОК "Мир" по-прежнему неопределенна. Продолжение эксплуатации или прекращение полета комплекса зависит от правительственного решения. Заявленный на конец ноября старт экипажа 29-й основной экспедиции перенесен на 2001 г.

В.И.Лындин