вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2001 №5, с.89-94




Аэрокосмическое образование



Звездолеты стартуют из "Орлёнка"


Д. А. ГУЛЮТИН, Государственный космический научно-производственный центр
им. М.В. Хруничева


"В соответствии с программой исследования космического пространства руководство Космоцентра приняло решение провести серию исследовательских экспедиций к 12 звездным системам. Комплексную исследовательскую программу "Звездные странники" поручено курировать Всероссийскому молодежному аэрокосмическому обществу (ВАКО) "Союз". Для выполнения программы пригласить представителей аэрокосмических организаций. Из них сформировать 12 звездных экипажей. Экипажам звездолетов предстоит выполнить перелет к звездным системам по индивидуальным маршрутам и провести их всестороннее исследование".

Это сообщение Высшего совета Космоцентра было доведено до космических курсантов, прибывших вечером 12 августа 2000 г. к башне обсерватории. Над уютной площадкой, расположенной на вершине Лунной горы, зазвучала песня "Трава у дома", сразу настроив всех на волнующий и торжественный лад. Ведь именно с этой песни традиционно начинается дорога космонавтов к старту. Позади непростые испытания, которые устроили курсантам инструкторы и сталкеры — так здесь называют наставников.

Нет, это вовсе не цитата из фантастического романа. С этих событий в одном из семи лагерей Всероссийского детского центра "Орлёнок" — "Солнечном" началась 10-я юбилейная смена ВАКО "Союз". Десять лет проводит это общество в "Орлёнке" свои смены, но столь необычной, как в августе 2000 г., еще не было. Ведь в ее рамках проведена сюжетно-ролевая игра "Звездные странники", в которой приняли участие 90 мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 16 лет из многих регионов России. Открыл смену и игру специально прибывший для этого в "Орлёнок" летчик-космонавт Герой России А.И. Лазуткин. Благодаря ему начало получилось красивым и романтичным. Одна из предстартовых традиций — посадка дерева. Согласно другой космонавты на Байконуре, отправляясь в полет, расписываются на двери гостиничного номера. В "Орлёнке" тоже была такая дверь. Под торжественную музыку оставил свой автограф космонавт, а затем предложил сделать то же ребятам, как бы передавая эстафету идущим вслед за ним в таинственный и прекрасный мир космоса. По оценкам самих ребят, этот эпизод открытия оказался одним из наиболее ярких и незабываемых.

В дальнейшем юных космических курсантов ждала насыщенная программа. Сначала были сформированы 12 экипажей, которые прошли подготовку к воображаемому полету. В экипаже, согласно сценарию, семь человек: командир, пилот, астронавигатор, врач, космодесантник и два бортинженера. Причем последние были и главными конструкторами своего корабля. Каждый из участников игры (включая инструкторов и сталкеров-вожатых) мог выбрать себе игровой псевдоним, что сделало смену еще более необычной и увлекательной.



Участники смены "Звездные странники" — 13-й отряд детского лагеря "Солнечный".

Почетный гость "Орлёнка" летчик-космонавт А.И. Лазуткин в галерее обсерватории у картины Г. Голобокова "Возвращение".


С членами экипажа разных специальностей проводилась отдельная подготовка. Для этого в "Орлёнок" приехали специалисты. Так, подготовкой командиров экипажей занималась заместитель директора Поволжского центра аэрокосмического образования Т.В. Эргле. С бортинженерами занятия проводили методист Центра развития творчества детей и юношества заслуженный изобретатель Российской Федерации А.С. Гетман и заместитель исполнительного директора ВАКО "Союз" Б.Ю. Зайцев. С пилотами работал начальник информационно-технического отдела ВАКО "Союз", сотрудник НИИ Проблем передачи информации Д.В.Кудряков. Космических врачей обучала методист ВАКО "Союз" М.О. Хамайко. Космодесантников готовил сотрудник Московского планетария преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств А.В. Фесенко. Автор этой статьи обучал курсантов-астронавигаторов. Общее руководство сменой и игрой осуществлял исполнительный директор ВАКО "Союз" А.В. Горшков. Неоценимые услуги в проведении игры специалистам смены оказали вожатые "Орлёнка" Н. Крючкова, Е. Петух, И. Славкина, А. Медведев, Т. Качанова, Г. Науянис. Экипажи получили серьезную подготовку: физическую, интеллектуальную (в виде брифингов и мастер-классов), психологическую и специальную.

"Орлёнок" — настоящий ребячий город на берегу Черного моря, со своими традициями и легендами, яркой неповторимой историей. В 2000 г. он отпраздновал 40-летие. Центр оснащен всем необходимым для учебы и отдыха. Есть там Дом авиации и космонавтики с отличной тренажерной базой, где можно на центрифуге покрутиться и летный скафандр примерить, научиться укладывать парашют и стрелять. Здесь же размещен космический музей с уникальными экспонатами: макеты первых советских спутников, космических аппаратов "Марс-3", "Луна-16", "Луноход-2", подлинный спускаемый аппарат "Космос-47" беспилотного корабля "Восход", совершившего полет в октябре 1964 г. А рядом — компьютерный класс, авиатренажер, кабинет космической медицины. Чтобы разобраться, "к каким звездам мы летим", построена обсерватория: башня с 300-мм телескопом-рефлектором и два радиотелескопа. Под руководством опытных инструкторов экипажи прокладывали свои маршруты к 12 звездам летнего неба. Чтобы было интереснее, Высший совет Космоцентра выбрал для проведения экспедиций звезды разных спектральных классов. Это Вега (созвездие Лиры), Денеб и Альбирео (Лебедь), Альтаир (Орел), Гемма (Северная Корона), Арктур (Волопас), Антарес (Скорпион), Полярная (Малая Медведица), Шедар (Кассиопея), Альгениб (Пегас), Бенетнаш (Большая Медведица) и Садалсууд (Водолей).

Специалисты смены "Звездные странники", обучавшие ребят, у макета "Лунохода-2" в "Доме авиации и космонавтики "Орлёнка": Т. В. Эргле, Д.А. Гулютин, М.О. Хамайко и Б.Ю. Зайцев.


"Долетев" до цели, нужно было правильно сориентироваться на незнакомом небе среди других созвездий. В этом экипажам звездолетов помогла специальная компьютерная программа PcSpace 2.2, способная воспроизводить положение звезд для иных миров.

Невозможно рассказать о всех методах, применяемых в сюжетно-ролевой игре "Звездные странники". Остановимся лишь на некоторых. Прежде всего необходимо сказать о методике проведения мастер-классов, где использовался "сократический диалог", к которому А. В. Фесенко в "Орлёнке" прибегает уже третий год. Благодаря этому методу ребята не пассивно слушают лекции, а сами учатся размышлять, отыскивать связь между предметами и явлениями. Замечено, что в процессе такого диалога участники от чисто научных и технических вопросов неизменно переходят к эстетическим и морально-этическим. Обращение к ним — один из важнейших элементов "орлятских" смен. Интересно отметить и моменты, непосредственно связанные с игрой. Так, например, перед "стартом" каждому экипажу было необходимо научиться прокладывать маршрут полета, т.е. находить на небе звезду-цель. Для этого использовалась методика, разработанная в Московском планетарии и описанная в статье Б.А. Максимачева (Земля и Вселенная, 1978, № 2). Астронавигаторы получали на руки "слепую" карту в виде круга, ограничивающего участок звездного неба в несколько десятков градусов, что моделировало вид в иллюминатор космического корабля. При этом на карте находились как искомая звезда, так и навигационные звезды, использующиеся для ее поиска. Результаты поиска представлялись на ватмане во время защиты разработанного маршрута полета, в котором участвовал весь экипаж. Ребятам также полагалось ответить на вопросы о звездах и созвездиях.

Пилот звездолета "Юнити" ("Единство") Катя Сидоренко знакомится с целью полета — звездой Альбирео — в обсерватории "Орлёнка".


Не менее интересной оказалась и защита бортинженеров, конструкторов своих звездолетов. Впрочем, в разработке корабля также участвовал весь экипаж. Жюри представляли эмблему экипажа, его девиз, чертеж звездолета, сообщали его название, размеры, компоновку, тип и принцип работы двигателей. В завершение ребята собирали из подручных материалов оригинальные по устройству макеты звездолетов, что выявило творческий подход ребят к поставленной задаче.

Подготовка всех членов экипажей закончилась. Пришло время "старта"! Он был произведен со стартовой площадки космопорта, расположенного на "астероиде" 2188 Орлёнок. Этот астероид получил имя в 1981 г., а участники смены "Звездные странники" предложили названия, которые можно в будущем использовать для деталей его рельефа. Во время предстартовой церемонии, как и при открытии смены, были применены элементы театрального действия. На этот раз участники игры выполнили ритуал, не входящий в арсенал современных космических традиций. Он связан с произведением замечательного французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". По сюжету, Маленький принц живет, как известно, на астероиде и выращивает розу — символ чистоты и совершенства. Командиры экипажей перед "стартом" полили розу, что стало еще одним торжественным и волнующим моментом игры.

И вот дан "старт". Впереди экипажей звездолетов ждали фантастические приключения, закончившиеся успешно. Навигаторы привели корабли к цели, пилоты совершили мягкую посадку, космодесантники высадились и добыли интереснейшие сведения об исследуемых планетах. В сюжет игры вплетались и морские купания, и походы в горы. Здесь стоит отметить компьютерную программу, разработанную специально для пилотов Д.В. Кудряковым. Благодаря ей совершалась посадка кораблей на исследуемые планеты. Программа позволяет, контролируя расход топлива, высоту над поверхностью планеты и скорость корабля, добиться мягкой посадки.

Экипаж звездолета "Солярис"защищает свой проект экспедиции.




Закрытие смены. Д.В. Кудряков, Б.Ю. Зайцев, А.В. Фесенко и ребята из Московской астрокосмической школы "Арго" с флагом ВАКО "Союз".

С помощью радиолокации планеты космодесантники выбрали оптимальные места посадок. Использовалось приспособление, разработанное в США и описанное в статье В.Г. Сурдина (Земля и Вселенная, 1997, № 1). В специально подготовленной коробке создали пластилиновый "рельеф планеты". Коробку закрыли крышкой с отверстиями. Участники игры карандашом, играющим роль радиолуча, измеряли глубину его проникновения. В результате многих таких измерений создали карту участка поверхности планеты, по которой и определили оптимальную точку "посадки". Космодесантникам выдали слайд с изображением планетного ландшафта, полученного фотокамерой "разведывательного автоматического зонда". По нему можно было составить представление о планете. В заключение экипажи предоставили свои отчеты в виде стенгазет. Этот этап, пожалуй, оказался одним из самых творческих. Рассказывая о перипетиях на поверхности планеты, ребята демонстрировали созвездия чужих небес на карте "местного" звездного неба и даже сочинили весьма поэтические легенды о них. "Звездные странники" подготовили гала-концерт, который состоялся на сцене Дворца культуры и спорта "Орлёнка". Члены звездных экипажей оказались не только преданными поклонниками космонавтики и астрономии, но и отличными исполнителями песен, танцев и даже акробатических номеров. Старшие их товарищи и преподаватели не остались в долгу и подготовили веселую космическую буффонаду. Завершилась смена традиционно. Ребята и взрослые встали в круг, чтобы еще раз посмотреть друг другу в глаза, ощутить тепло дружеских рук и спеть песни, которые сотни раз звучали здесь. "Орлята" августа 2000-го надолго запомнят свою смену, новых друзей, необыкновенную игру и полюбившиеся им песни. Вот слова одной из них:

«Белая птица в танце кружится над волной,

вот и настало время проститься нам с тобой.

Будем идти мы, с ветрами споря, за мечтой.

Дружбу "Орлёнка", зори "Орлёнка" мы увезем с собой...».