вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2005 №2, с. 48, 69, 107-108, 110-111



Информация



Старт "Союза-2"


8 ноября 2004 г. в 21 ч 30 мин по московскому времени с космодрома Плесецк успешно осуществлен запуск новой российской ракеты-носителя среднего класса, "Союз-2", с габаритно-весовым макетом военного спутника "Облик". Полет носителя проходил по суборбитальной траектории.

Ракета-носитель "Союз-2" предназначена для использования в космической программе России. На нем улучшены характеристики двигателей, разработана новая цифровая система управления и телеизмерений, обеспечивающая высокоточное выведение КА на орбиту в широком диапазоне орбит. "Союз-2" стартовой массой 311.7 т может запустить КА на низкую околоземную орбиту массой до 8.5 т (на геостационарной — 1.48 т). В качестве разгонного блока может использоваться "Фрегат" массой 6592 кг. Габариты головного обтекателя — диаметр 3.7 или 4.11 м, длина 11.4 м.

Одну из модификаций "Союза-2" планируется запускать с Гвианского космического центра (ESA) в рамках совместного проекта Федерального космического агентства, "ЦСКБ-Прогресс", европейских компаний Starsem, EADS и Arianespace. Регулярные запуски этих ракет . начнутся в 2007 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане, где к тому времени должны построить специальный стартовый комплекс (Земля и Вселенная, 2004, №1).

По материалам Федерального
космического агентства
и ЦУП,
октябрь-ноябрь 2004 г.




Информация

Наблюдения болидов с ИСЗ

В настоящее время важное значение приобрела проблема астероидно-кометнои опасности (Земля и Вселенная, 2000, № 2). Известный специалист по метеорной астрономии и метеоритике, член комитета по метеоритам РАН Р.Л. Хотинок, сотрудник Института динамики геосфер РАН О.П. Попова и сотрудник ГАИШ МГУ В.Ю. Клыков анализируют в статье, опубликованной в Интернете на сайте ГАИШ, возможности опасного сближения с Землей достаточно крупных небесных тел (размерами в десятки или даже сотни метров), падение которых на нашу планету способно вызвать глобальную катастрофу.

Сейчас большой интерес представляют оценка притока метеорного вещества на Землю и Луну, распределение его в Солнечной системе, эволюция метеорных роев. Важную роль в этих исследованиях играют наблюдения ярких болидов и метеоров с помощью ИСЗ. Авторы подробно рассматривают этот метод. Р.Л. Хотинок в 1979 г. впервые сформулировал задачи и основные этапы наблюдений ярких болидов из космоса (Метеоритика, вып. 38, 1979, с. 104-105). В 1994 г. геостационарные спутники США начали фиксировать яркие болиды (-17m и ярче). Таких болидов регистрируется несколько десятков в год. На спутниках США установлены датчики, которые определяют светосилу вспышки и ее изменение во времени в инфракрасном и оптическом диапазонах.

Данные наблюдений в течение нескольких лет передавались в Институт динамики геосфер (ИДГ РАН, Москва). В этом Институте под руководством профессора И.В. Немчинова были разработаны новые методики определения параметров (размер, масса и частота падений) метеороидов, основанные на анализе кривых блеска.

Надежная статистика вхождения крупных болидов в атмосферу Земли необходима для более точной оценки астероидно-кометной опасности. Наблюдая физические и динамические характеристики кометных и астероидных болидов, можно оценить отдельно кометную и астероидную опасности.

Авторы привели интересные подробности, связанные с явлением некоторых очень ярких болидов, зарегистрированных из космоса, и падением метеоритов, начиная с 1994 г., таких как метеорит Сент-Роберт (Канада, 1994 г.), Витимский болид (Россия, 2002 г.; Земля и Вселенная, 2004, № 5) и других.

"Наблюдение болидов из космоса и проблема астероидной опасности" (www.astronet.ru)




Информация



Частицы солнечного ветра на Земле

8 сентября 2004 г. примерно в 16 ч по Гринвичу капсула американского космического аппарата "Генезис" ("Genesis"; Земля и Вселенная, 2002, № 1) упала на Землю в пустынной местности штата Юта и разбилась. Контейнеры коллектора с частицами солнечного ветра (вместе с ловушками из кремния, золота, сапфира и алмаза), к счастью, не пострадали. По плану спускаемый аппарат (масса 190 кг) при посадке должен был быть пойман вертолетом, но этого сделать не удалось. NASA создало комиссию по расследованию причины аварии.


Обломки капсулы КА "Генезис" после жесткой посадки. Фото NASA.

Напомним, что "Генезис" запустили 8 августа 2001 г. и он через несколько месяцев достиг точки Лагранжа L1 (1.5 млн. км от Земли), где в течение 27 месяцев регистрировал и собирал частицы солнечного ветра в коллекторы-накопители. После этого необходимо было вернуть ценнейший груз на Землю. Перед входом в атмосферу 8 сентября в 11 ч 53 мин по Гринвичу спускаемый аппарат отделился от КА "Генезис". Диспетчеры станции управления полетом зафиксировали сигнал от возвращаемой капсулы в верхних слоях атмосферы, все этапы спуска прошли штатно, кроме последнего — тормозной парашют не раскрылся. Операцию по спасению капсулы стоимостью 264 млн. долларов отменили. Капсулу ловили два специально оборудованных вертолета. Пилоты, участвовавшие в этой операции, имели огромный опыт в тушении лесных пожаров с воздуха и даже в каскадерских трюках. Спускаемый аппарат врезался в Землю со скоростью 320 км/ч. Чтобы осторожно извлечь капсулу из почвы, потребовалось много времени.

Капсулу поместили в специально оборудованную комнату на одном из военных полигонов в месте посадки и аккуратно извлекли все, что в ней осталось. Удалось отобрать образцы с частицами, пригодными для исследований. В распоряжении ученых оказалось около миллиарда разных частиц, в основном ионов водорода. Они были переданы в лабораторию Космического центра им. Л. Джонсона в Хьюстоне.


Деформированные части капсулы КА "Генезис" с ловушками частиц солнечного ветра в национальной лаборатории армии США в Лос-Аламосе сразу после извлечения их из почвы. Фото NASA.

Доставленные на Землю образцы внеземного вещества стали первыми после возвращения лунного грунта в 1970-х гг. Ученые надеются, что частицы солнечного ветра помогут лучше понять состав Солнца и окружающее Землю пространство, а содержащиеся в них изотопы кислорода — уточнить роль кислорода в формировании Солнечной системы (см. сайты в Интернете: в Интернете: http://www.nasa. gov/genesis и http://genesismission.jpl.nasa.gov/

По материалам NASA, сентябрь-октябрь 2004 г.














Информация



Космолет "Спейсшип-1"

Американский частный космический корабль "Спейсшип-1" ("SpaceShipOne") совершил второй полет. Его владелец Берт Рутан выиграл "Ansari X-prize" (Икс-приз). Этот приз (в размере 10 млн. долларов) учрежден в 1996 г. инженером, предпринимателем и ученым П. Диамандисом. Премия присуждается частным лицам за вклад в развитие космонавтики.

"Спейсшип-1" с пилотом и грузом массой 180 кг (согласно условиям конкурса, в кабине должны находиться три члена экипажа или эквивалентный груз) поднялся на высоту 112 км (первый зачетный полет на высоту 109 км состоялся 29 сентября). "Спейсшип-1" предназначен для суборбитальных полетов на высоте около 100 км, снабжен гибридным ракетным двигателем тягой 4560 кГс, способным за 90 с увеличить скорость на 1.5 км/с. Гермокабина оснащена девятью иллюминаторами и приспособлена к полетам без скафандров. Взлетная масса ракетоплана — 3.6 т, из них масса топлива — 1.64 т. Диаметр кабины пилота — 1.52 м, размах крыла — 5 м, площадь крыла — 15 м2. Космическая система состоит из самолета-носителя "White Knight" (белый рыцарь) с двумя турбореактивными двигателями массой 4.1 т и размахом крыла 15 м, под фюзеляжем которого устанавливается "Спейсшип-1". На высоте 14-15 км (в 65 км от взлетно-посадочной полосы) при скорости 215 км/ч ракетоплан сбрасывается и совершает автономный полет. Набор высоты производится с помощью ракетного двигателя за 65-90 с, после чего он выключается, и полет продолжается по баллистической траектории. Достигнув апогея, космолет планирует в атмосфере и потом совершает посадку на ту же полосу, с которой стартовал.

Взлет самолета "White Knight" с закрепленным на фюзеляже ракетопланом произошел 4 октября 2004 г. в 14 ч 49 мин по Гринвичу (7 ч 49 мин по местному времени) с аэродрома Мохаве в штате Калифорния. Через 30 мин космолет отделился от самолета-носителя. Вслед за этим был включен ракетный двигатель, проработавший 97 с и доставивший космолет к границе атмосферы. Пилотировал корабль исследователь Б. Бинни, выпускник школы летчиков-испытателей ВМС США, налетавший на самолетах 59 различных типов более 4600 ч. В 16 ч 13 мин по Гринвичу корабль благополучно приземлился на том же аэродроме. Дату для своего рекорда Б. Рутан выбрал не случайно — в этот день 47 лет назад в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

В дальнейшем частные полеты станут происходить чаще и, вероятно, помогут развитию космического туризма. В очередь на будущие космические рейсы компании Scaled Composites уже записались сто человек (примерная стоимость билета составит 102 тыс. долларов).

Россия тоже намерена заняться космическим туризмом. На Всемирной выставке ЭКСПО-2005 наша страна представит макет многоразового суборбитального корабля, который создан на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева по заказу ЗАО "Суборбитальная корпорация". Космолет будет подниматься самолетом-носителем М-55 "Геофизик".

По материалам Scaled Composites, информационных агентств и НПО "Молния",
5 октября 2004 г.




Информация



Проект российского пилотируемого корабля

1 декабря 2004 г. в РКК "Энергия" им. С.П. Королёва впервые продемонстрировали общественности макет российского многоразового пилотируемого КК "Клипер". Такого перспективного и многофункционального корабля нет ни у США, ни у Европы. Уже назрела необходимость замены КК "Союз ТМА" — единственного корабля, который два года доставляет экипажи на Международную космическую станцию. Рассматриваются различные варианты — с "несущим" и самолетным корпусом. Возможна реализация обоих вариантов. Фюзеляж корабля собирается по принципу конструктора "Лего", и его конфигурацию можно изменять в зависимости от поставленных задач. Макет выполнен в натуральную величину и представляет собой полую капсулу, разделенную на шестиместную кабину, двигательный и бытовой отсеки. По своим характеристикам "Клипер" превосходит КК "Союз ТМА": длина — около 10 м, диаметр — 3.5 м, стартовая масса -14.5 т. В конструкции используются теплозащитные материалы, созданные для кораблей "Союз" и "Буран". Внутренний объем герметичной кабины "Клипера" увеличен в 5 раз и стал значительно комфортабельнее. Ресурс конструкции и приборов рассчитан на 20-25 полетов и на 10 лет эксплуатации. Запуски "Клипера" планируется осуществлять с помощью РН "Зенит" или новым носителем "Онега". Стоимость проекта может составить около 10 млрд. руб. Если финансирование программы начнется к 2010 г., то в 2012 г. возможен первый запуск нового корабля.

По материалам РКК "Энергия" и Федерального космического агентства, ноябрь-декабрь 2004 г.





Информация



Коррекция орбиты МКС

Как уже известно нашим читателям, в начале ноября 2004 г. произошли вспышки на Солнце, вызвавшие одну из самых сильных магнитных бурь на Земле в истории наблюдений. Она повлияла на плотность верхних слоев атмосферы. Из-за геомагнитных возмущений атмосфера Земли "разбухла", а верхние разреженные слои, где летает Международная космическая станция (МКС), уплотнились. Станция стала быстрее терять высоту, снижаясь на 300 м в сутки вместо обычных 100-150 м. В середине ноября 2004 г. высота орбиты понизилась на 7 км. К счастью, это не повлияло на здоровье работающего на МКС экипажа 10-й основной экспедиции С.Ш. Шарипова и Лероя Чиао. Специалисты ЦУП решили провести коррекцию орбиты станции с помощью двигателей пристыкованного к МКС грузовика "Прогресс М-50", чтобы поднять орбиту на 4 км. Станция не добрала 2.7 км высоты во время операции при коррекции орбиты 17 ноября. Средняя высота полета станции в ноябре-декабре 2004 г. составляла 360 км, что ниже рабочей орбиты на 40 км. Коррекция по увеличению высоты орбиты на 8.5 км проведена 17 января 2005 г. с помощью следующего грузовика, "Прогресс М-51".

По материалам ЦУП и РКК "Энергия",
ноябрь-декабрь 2004 г.