S.E.212 «Дюрандаль»
истребитель-перехватчик
«Durandal» стал для объединения «Сюд-Эст»
(SNCASE) первым сверхзвуковым самолетом. Его модель была продемонстрирована на
Парижском салоне в 1955 г., а первое испытание опытного образца состоялось 20 июня 1956 г.
Несмотря на многолетние испытания двух опытных образцов S.E.212, они так и не пошли в
серийное производство (предпочтение получил самолет «Мираж» III). Тем не менее приобретенный опыт разработки и испытания
сверхзвуковых самолетов без горизонтального оперения позволил фирме предпринять разработку проекта самолета «Сюпер-Каравелла»,
предназначаемого для гражданских авиалиний. Этот проект явился отправной точкой для создания сверхзвукового
пассажирского самолета «Конкорд».
Описание самолета. «Дюрандаль» относится к классу «модных» в 50-х годах
легких сверхзвуковых истребителей-перехватчиков ближнего действия, предназначенных
исключительно для охраны промышленных, административных и военных объектов. Из
этих соображений особое внимание уделялось обеспечению малой взлетной массы и большой
тяги на этапах взлета, подъема и перехвата, что должно было обеспечить самолету
высокую скороподъемность и маневренность как у земли, так и на оперативных высотах.
Самолет выполнен по схеме «бесхвостка». Крыло - треугольное, с относительной
толщиной профиля 5%, углом стреловидности передней кромки 60° и удлинении 1,92.
Механизация крыла отсутствует. Система управления состоит из классического
вертикального оперения с рулем направления и элевонов. После первых полетов был
установлен нетиповой, подфюзеляжный киль, расположенный в передней части фюзеляжа. Он
выполняет роль вертикального дестабилизатора и обтекателя антенны.
Шасси - трехстоечное, с шириной колеи 2,34 м, полностью убираемое в фюзеляж. Тормозной
парашют находится в контейнере, расположенном над выходным соплом
двигателя. Фонарь (откидываемый вверх-назад) выполнен исключительно из плоских
стеклянных плит. В качестве вооружения используется одна самонаводящаяся ракета.
Двигательная установка. Силовая установка комбинированного типа состоит из
ТРД и ЖРД. В первом варианте самолет имел турбореактивный двигатель «Атар» 101F-2 фирмы
SNECMA тягой 33,34 кН (3400 кГ) и ракетный двигатель SEPR 65 тягой 8,09 кН (825 кГ). Позднее двигатель F-2
был заменен на «Атар» 101G-3 тягой 37,26 кН (3800 кГ) без форсирования и 44,13 кН (4500 кГ) с
форсированием. Благодаря высокой тяговооруженности «Дюрандаль» стал вторым
(после самолета «Тридан» II) французским самолетом, у которого величина тяги была
больше взлетного веса. Турбореактивный двигатель, устанавливаемый в хвостовой
части фюзеляжа, имеет центральный воздухозаборник с острой входной кромкой и
поперечным сечением эллиптической формы. Ракетный двигатель установлен под соплом
ТРД и несколько выступает за очертания фюзеляжа, в связи с чем он защищен
специальным обтекателем. Ракетный двигатель конструктивно объединен с
турбореактивным двигателем, который, в частности, обеспечивает работу насосов
горючего и окислителя. Запаса топлива хватает на 5 мин непрерывной работы
ракетного двигателя, используемого во время взлета и подъема (скороподъемность 200
м/с у земли и 140 м/с на высоте ~ 11000 м) или перехвата в полете со сверхзвуковой
скоростью. Топливные баки (емкостью 1500 кг) расположены только в фюзеляже.
Разработанная модификация «Дюрандаль» IV с двигателем «Атар» 9 с форсажной тягой 59,43
кН (6060 кГ) так и осталась нереализованной.
Описание | |||||
---|---|---|---|---|---|
Конструкция | Sud-Est (SNCASE) | ||||
Обозначение | S.E.212 «Durandal» | ||||
Тип | легкий истребитель-перехватчик | ||||
Первый полет | 20 июня 1956 | ||||
Экипаж, чел | 1 | ||||
Геометрические и массовые характеристики | |||||
Длина самолета, м | 11,0 | ||||
Высота самолета, м | 4,0 | ||||
Размах крыла, м | 11,85 | ||||
Площадь крыла, м2 | 22,0 | ||||
Масса пустого самолета, кг | 2720 | ||||
Взлетная масса, кг | нормальная | 4050 | |||
максимальная | 6000 | ||||
Запас топлива, кг | 1500 | ||||
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | нормальная | 184 | |||
максимальная | 273 | ||||
Отношение массы самолета к тяге при форсировании и работе ЖРД, кг/даН | нормальная | 0,77 | |||
максимальная | 1,15 | ||||
Силовая установка | |||||
Число двигателей | 1 | 1 | |||
Двигатель | ТРДФ SNECMA «Атар»101G-3 | ЖРД SEPR 65 | |||
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | 3800 (37,26) | 825 (8,09) | ||
форсажная | 4500 (44,13) | ||||
Летные данные | |||||
Максимальная скорость на высоте 12000 м, км/ч (М=) | 1700 | ||||
Вертикальная скорость, м/с | у земли | 200 | |||
на высоте 11000 м | 140 | ||||
Практический потолок, м | 17000 | ||||
Взлетная дистанция, м | 700 | ||||
Вооружение | |||||
УР | 1 |
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /