Aerospatiale

Sud-Est - Sud Aviation - Aerospatiale

    В 1936г. во Франции Юго-восточное отделение Национального общества авиационного конструирования (Sociеtе Nationale de Constructions Aеronautiques de Sud-Est (SNCASE) путем национализации объединило деятельность компаний Шантьер Аэро-Маритим де ля Сэн (Chantiers Aеro-Maritime de la Seine (CAMS), Лиоре-е-Оливье (Liorе-et-Olivier), Потез (Potez), Романо (Romano) и Общества авиационного конструирования провинции Прованс (Sociеtе Provenсale des Constructions Aеronautiques (SPCA).
    Некоторые программы этих фирм были продолжены новой компанией, известной как Сюд-Эст (Sud-Est). В их число вошли проект Лиоре-е-Оливье LeO 50 необычного трехместного истребителя, который должен был оснащаться двумя звездообразными двигателями Гном-Рон (Gnome-Rhоne). Два опытных самолета были построены под обозначением Сюд-Эст S.E.100. Их уникальной отличительной чертой было убирающееся трехопорное шасси с управляемым носовым колесом и маленькими главными стойками, которые убирались в кили вертикального хвостового оперения. Первый опытный образец полетел 29 марта 1939г., но в апреле 1940г. разбился. Второй опытный самолет не поднимался в воздух, и планируемое серийное производство не было начато из-за немецкой оккупации Франции. Разработка шестимоторной летающей лодки Лиоре-е-Оливье H.49, проектировавшейся по техническому заданию Министерства авиации Франции на трансатлантический пассажирский и почтовый самолет, была продолжена под обозначением S.E.200. Была начата сборка четырех опытных образцов, но два, собранные к началу Второй мировой войны, оказались разрушены вражескими бомбардировками.
    После Второй мировой войны компания Сюд-Эст подписала договор с компанией Де Хэвилленд (de Havilland) на лицензионное производство самолетов Вампир FB.Mk 5, оснащенных двигателем производства компании Гоблин (Goblin). Тем самым ставилась цель приобрести опыт в конструировании реактивных аппаратов и начать производство французского варианта Вампир, оснащенного двигателем Испано-Сюиза Нене (Hispano-Suiza Nene). Серийное производство вскоре началось в Маринье, и к 1951г. было выпущено 100 самолетов для ВВС Франции. В дальнейшем были выпущены модификации Mistral и Aquilon.
    2 апреля 1949г. впервые поднялся в воздух опытный экземпляр самолета Сюд-Эст S.E.2010 Арманьяк, разработанный на основе проекта пассажирского авиалайнера большой дальности и вместимости S.E.2000. Было построено 4 самолета, использовавшихся специально организованной авиакомпанией SAGETA для перевозки грузов, почты и войск по специальному маршруту из Тулузы в Сайгон.
   Работа компании Сюд-Эст над вертолетами началась с аппарата Сюд-Эст S.E.3000, который являлся развитием вертолета Фокке-Ашгелис (Focke-Achgelis) Fa 223. Затем был разработан экспериментальный одновинтовой вертолет S.E.3101, предназначенный для испытаний оригинальной роторной системы. Необшитая хвостовая балка оканчивалась бабочкообразным хвостовым оперением с рулевыми винтами на каждом "крыле". Двухместный вертолет уже с закрытой кабиной и двумя хвостовыми винтами получил обозначение S.E.3110. Следующий вертолет с трехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами - S.E.3120 Алуэт (Alouette) поднялся в воздух 31 июня 1952г. 2 июня 1953г. на нем был установлен новый международный рекорд продолжительности полета по замкнутому маршруту - 13 часов 56 минут.
    Первым из экспериментальных самолетов компании SNCASE можно считать самолет Сюд-Эст E.S.2410 Гроньяр (Grognard) - одноместный штурмовик-моноплан, оснащенный двумя турбореактивными двигателями, установленными в хвостовой части фюзеляжа. В аэродинамической трубе прошла испытания 58-процентная масштабная модель этого самолета. Удовлетворительные результаты испытаний стали сигналом к началу производства. Самолет S.E.2410 Гроньяр I представлял собой среднеплан со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Его силовая установка включала два турбореактивных двигателя Роллс-Ройс Нене (Rolls-Royce Nene). За этим самолетом, поднявшимся в воздух 30 апреля 1950г., последовал S.E.2415 Гроньяр II, который имел вытянутую носовую часть фюзеляжа для размещения радарного оборудования. Также проектировался всепогодный истребитель S.E.2421. Немного более поздний вариант S.E.5000 Бародёр (Baroudeur) являлся одноместным турбореактивным истребителем, не зависящим от длины взлетно-посадочной полосы, взлетающим с тележек, которые могли функционировать на аэродромах с травяным покрытием, и приземляющимся на три убирающихся лыжи; они также могли использоваться на снеговом или ледовом покрытии. На тележках размещались до шести ракет. Самолет был оснащен турбореактивным двигателем SNECMA Атар (Atar) 101C тягой 27,46 кН (6173 фунта) и впервые поднялся в воздух 1 августа 1953г. Вслед за ним 12 мая 1954г. последовал второй экспериментальный самолет, и спустя только два месяца этот аппарат в пологом пикировании превысил скорость звука. Разработка продолжилась тремя самолетами S.E.5003, оснащенными двигателем Атар 101D тягой 29,4 кН (6614 фунтов), но серийное производство начато не было. Последним был одноместный легкий перехватчик с треугольным крылом S.E.212 Дюрандаль (Durandal) с турбореактивным двигателем SNECMA Атар G-3 тягой 44 кН (9921 фунт), дополненным ракетным двигателем SEPR.65 тягой 8,09 кН (1819 фунтов). Опытный образец впервые поднялся в воздух 20 апреля 1956 г. и завершил программу испытаний в 1957г.
    В 1957 г. путем слияния SNCASE (Sud-Est) с SNCASO было образовано новое объединение - Sud Aviation. Разработан (совместно с британским объединением ВАС) пассажирский самолет «Конкорд».
    В 1970 г Sud Aviation вместе фирмами Nord Aviation и SEREB вошло во французское объединение государственной авиапромышленности - Societe Nationale Industrielle Aerospatiale (SNIAS; «Аэроспасьяль»). В 1981 году совместно с итальянской компанией Aeritalia создано авиастроительное предприятие ATR, выпускающее турбовинтовые региональные пассажирские самолёты. В 1991 году компания принимала участие в создании революционно нового по тем временам шасси суперкара Bugatti EB110, которое было полностью изготовлено из углеродного волокна и отличалось удивительной лёгкостью. В 1992 году Daimler-Benz Aerospace AG (DASA) и Aérospatiale объединили свои вертолётные подразделения с образованием Eurocopter. В 1999 году Aérospatiale объединилась с компанией Matra Haute Technologie с образованием Aérospatiale-Matra. 10 июля 2000 года Aérospatiale-Matra вошла в состав European Aeronautic Defence and Space Company (EADS). В 2001 году ракетное отделение Aérospatiale-Matra было отделено от компании, тогда же началась её приватизация.

Смотри также

Рейтинг@Mail.ru Топ-100