Е.Р.Энгельс
(1880 - 1916)

    Энгельс Евгений Робертович - штабс-капитан, был одним из весьма образованных военных летчиков русской авиации. Он окончил Технологический институт и Артиллерийскую академию, в 1912 году получил диплом летчика во Франции и в 1915 году прошел курс обучения в Севастопольской школе авиации.
    В 1915-1916 гг. Е.Р. Энгельс построил два самолета, совершенно оригинальных и не похожих ни на какие другие самолеты. К сожалению, деятельность Е.Р. Энгельса, показавшего себя талантливым конструктором, продолжалась недолго: в декабре 1916 года он погиб при испытании своего второго самолета - летающей лодки.
    Это был одноместный морской истребитель, расчалочный парасоль с толкающей силовой установкой. В первом полете 8 августа 1916 г. самолет с двигателем "Гном-Моносусап" в 100 л.с., пилотировавшийся самим Е.Р. Энгельсом, показал скорость, рекордную для летающих лодок - 170 км/час. Испытания проходили в Бакинской школе морской авиации. В третьем (втором ?) полете 5 декабря 1916 года произошла катастрофа. Взлет машины был идеальным. Гидросамолет плавно набрал высоту 600 м, и здесь, по свидетельству очевидцев, произошло следующее: "...В воздухе сломался задний лонжерон правого крыла по отверстиям облегчения в его стенках. Произошел обрыв заднего верхнего троса перекашивания, который в полете провисал, вибрировал и затем намотался на винт." После этого машина перешла в крутое пикирование и ударилась о воду. Обломки гидросамолета были выловлены сразу, но тело пилота удалось найти лишь через полторы недели после усиленных поисков.
    Официальная комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к такому заключению: главной причиной гибели "была поломка заднего коробчатого лонжерона" из-за того, что "крепление плоскостей к раме... недостаточно". Была выдвинута версия: морской истребитель погиб потому, что конструктор отдал предпочтение легкости конструкции в ущерб прочности.
    Но сомнения в достоверности выводов комиссии порождают результаты первого испытания самолета (8 августа 1916 г.), проводившегося в несравнимо более тяжелых условиях. Вот что зафиксировано в составленном после полета акте Ns 438.
    "1. Подъем на редан - 4 секунды.
    2. Разбег на редане - 7 секунд.
    3. Горизонтальная скорость (по прибору) - 170 километров в час.
    4. Подъем на высоту 100 метров около 5 минут.
    5. Полезная нагрузка 200 килограммов.
    ...при порывистом ветре эластичность крыльев легко переносит удары воздушных волн".
    Тщательный осмотр летающей лодки, проведенный после испытаний, не обнаружил никаких опасных деформаций корпуса.
    Было проведено и еще одно испытание, также опровергающее выводы бакинской комиссии. В феврале 1917 года Временное правительство создало комиссию, которой было поручено "разобраться в целесообразности дальнейшей постройки летающих лодок штабс-капитана Энгельса". Эксперты пришли к выводу, что "постройка аппаратов со скоростью 170 км/ч желательна и что самолет Энгельса соответствовал всем требованиям гидроавиации".
    В результате заводу Мельцера, изготовившему в 1916 году опытный экземпляр морского истребителя, морское ведомство заказало 60 таких аппаратов. Первые экземпляры были изготовлены осенью 1917 года, и головная машина была предъявлена на испытания 10 октября. На этих испытаниях машина вела себя нормально, без каких-либо, тенденций к поломкам... хотя никаких серьезных конструкторских изменений внесено не было.
    Очевидцы катастрофы морского истребителя: поручик B.Л.Кербер (в советское время известный деятель авиапромышленности) и прапорщик В. Д. Кирсанов - бывшие инструкторы Бакинской авиашколы - считали, что гибель летающей лодки Энгельса была результатом диверсии. О том, что действительно имела место диверсия, свидетельствует и письмо начальника Бакинской школы морской авиации, капитана 1-го ранга Яновича, адресованное одному из офицеров Генерального морского штаба и датированное 14 декабря 1916 года. В нем сообщается, что за несколько дней до катастрофы Энгельс обнаружил на своем самолете подпиленные тросы управления. Он сразу обратился к старшему лейтенанту Грузинову с просьбой выставить охрану к своей машине, но она по непонятным причинам так и не была выполнена...

Источники информации:

Помогали: