И.В.Михеев
(1898-1935)

И.В.Михеев     Михеев Иван Васильевич - советский лётчик-испытатель.
    Родился в Москве в семье сапожника. Окончил начальное училище, потом работал в кузнице, на гвоздильном заводе. В годы первой мировой войны служил в армии телефонистом и шофером. В Красной Армии - со дня ее создания.
    Он с детства увлекается авиацией. Поступив на Центральный аэродром, Иван стал мотористом. В Московской авиационной школе воздушного боя и бомбометания он собрал аэроплан из обломков потерпевших аварии и списанных аппаратов и начал тайком самостоятельно летать. Он совершил около 200 полетов, прежде чем об этом узнало начальство!
    В 1923 Михеев перешел из военной авиации в гражданскую - в только что созданный «Добролет». В 1925 принимает участие в групповом перелете Москва-Пекин в качестве бортмеханика Ю-13 «Правда» (пилот - И.К.Поляков). По возвращении из перелета, награжденный орденом Красного Знамени, он получил разрешение переучиться на пилота, специальностью которого овладел за три месяца вместо двух-трех лет. Исключительно способный в летном деле, этот смелый, решительный человек за десять лет своей пилотской деятельности достиг вершин профессионализма. В числе первых полярных летчиков Михеев ведет разведку тюленьих пастбищ в Белом море, выполняет полеты высочайшего класса сложности, одним из которых он прославился на весь мир.
    17 норвежских судов оказались зажаты льдами, часть из них была уже раздавлена и пошла ко дну. С просьбой об оказании помощи к правительству СССР обратилось министерство торговли Норвегии. На поиски норвежцев вылетает экипаж Михеева и, прорвавшись сквозь непогоду, обнаруживает занесенные снегом суда между мысом Канин Нос и островом Колгуев. Сообщение летчики передали на ледокол «Малыгин», выведший суда из ледового плена. Норвежцы были спасены, и миллионы людей услышали в эти дни фамилию отважного русского летчика. Судьба не раз испытывала Михеева на прочность. В феврале 1929 он спасает жизнь сельской учительницы Громцевой, которой требовалась срочная операция в клинике. Вылетев из Москвы, в сплошном снегопаде Михеев отыскал в лесном массиве городок Пудож, удаленный от столицы на 850 км, и вовремя сумел доставить больную в Ленинград.
    С 6 по 12 июня М.М.Громов и И.В.Михеев на АНТ-9 «Крылья Советов» выполнили перелет Москва-Севастополь-Москва.И.В.Михеев у КАСКР-I
    В июле-августе этот же экипаж на АНТ-9 выполняет международный перелет Москва-Травемюнде-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон-Париж-Берлин-Варшава-Москва.
    25 сентября 1929 Михеев поднимает в воздух первый советский винтокрылый аппарат КАСКР-I. В третьем полете автожир потерпел аварию - перевернулся на взлете. Через 9 месяцев испытания восстановленного аппарата продолжил Д.А.Кошиц.
    С 31 января по 6 марта 1931 И.В.Михеев с механиком В.И.Монаховым на АНТ-9 выполнил перелет из Москвы в Обдорск и обратно для вывозки пушнины.
    18 августа 1933 наша страна впервые отмечала День авиации, и Советское правительство наградило орденами группу работников гражданской авиации. Высшей Награды Родины - ордена Ленина был удостоен один пилот Аэрофлота - Иван Васильевич Михеев. И именно ему было доверено управлять АНТ-14 «Правда» - флагманом Особой сводной авиационно-воздухоплавательной эскадрильи имени М. Горького, созданной  17 марта 1933 при Главном управлении ГВФ.
    Погиб 18 мая 1935 г. при выполнении полета на АНТ-20 «Максим Горький».
    Этот полет был приурочен к открытию первой линии столичного метро. В честь этого события «Максим Горький» был выделен для экскурсионных полетов над Москвой. В числе пассажиров были 36 ударников Центрального аэрогидродинамического института и членов их семей, несколько почетных гостей.
    Это был большой праздник для всех создателей гигантского самолета.
    Кроме того, полет этот числился как сдаточный. Летчик ЦАГИ Н.С.Журов передавал «Максима Горького» пилоту агитэскадрильи И.В.Михееву.
    «...Эскортируя «Максим Горький« на истребителе И-5, летчик Н.П.Благин начал выполнять в непосредственной близости от самолета фигуры высшего пилотажа, не предусмотренные полетным заданием. При попытке описать петлю вокруг самолета он потерял скорость в верхней точке и его неуправляемый самолет упал на крыло «Максима Горького». Экипаж и пассажиры самолета погибли.
    Михеев похоронен на Новодевичьем кладбище.
    Имя Ивана Михеева было присвоено первому серийному АИР-6, входившему в состав агитэскадрильи им. Максима Горького.

Источники информации: