Погосский Иван Иванович
- Инженер-пилот, один из учеников Н.Е.Жуковского, руководитель конструкторской бригады морских самолетов КОСОС (конструкторского отдела сектора опытного строительства) ЦАГИ, один из ближайших помощников
А.Н. Туполева на этапе становления советского самолетостроения и создания знаменитого туполевского КБ.
22 октября 1922 года при ЦАГИ, в котором А.Н. Туполев работал заместителем директора - Н.Е.Жуковского, создается «Комиссия по металлическому самолетостроению» во главе с Туполевым, в которую вошли И.И.Сидорин, Г.А.Озеров и И.И.Погосский. Этот день принято считать днем рождения туполевского КБ. В ведении комиссии находились два новых отдела ЦАГИ: испытания авиационных материалов и конструкций (ОИАМиК) и авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС), формирование которых было завершено в 1924-1925 годах. В первые месяцы работы общая численность туполевского коллектива - 13 человек. Это четыре помощника Туполева - И.И.Погосский (он же член комиссии), В.М.Петляков, А.И.Путилов и Н.С.Некрасов, четыре инженера, в числе которых родной брат Ивана Ивановича - Евгений Иванович Погосский, пилот Н.И.Петров и трое конструкторов - Д.Н.Осипов, А.П.Голубков и И.Ф.Незваль. Именно вокруг этого ядра специалистов и формировался в дальнейшем огромный коллектив, численность которого в 1979 году - на пике своего развития - достигала 16423 человек.
При проектировании первенца - самолета АНТ-1 - И.И.Погосский вместе со своим помощником А.П.Голубковым выполнял аэродинамический расчет, разрабатывал систему управления самолетом и моторной установкой. Именно с этого небольшого спортивного самолета, поднятого в воздух 21 октября 1923 Е.И.Погосским, началось поколение туполевских самолетов-монопланов. Той же группой основоположников фирмы был созданы первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, совершивший первый пробный полет на Центральном аэродроме 26.05.24, а затем АНТ-3, построенный уже небольшой серией около 30 машин и под именем «Пролетарий» осенью 1926 года за четыре дня совершивший турне по столицам Европы (М.Громов с Е.Родзевичем). Далее последовали металлический истребитель И-4, а затем первый советский двухмоторный бомбардировщик-моноплан АНТ-4 (ТБ-1), в биографию которого было вписано немало славных страниц (первый полет 26.11.25, летчик А.Томашевский). Этим самолетом с ноября 1924 года, кроме ближайших сподвижников Туполева, занимался уже весь коллектив АГОС ЦАГИ.
В 1925 году Туполев приступил к проектированию своей первой морской машины АНТ-8 - морского дальнего разведчика (МДР-2), как именовал самолет заказчик - морское ведомство. Роль ведущего конструктора А.Н. поручил И.И. Погосскому, своему неизменному помощнику по строительству морских самолетов, придав ему в помощь группу конструкторов, эмбрион будущей бригады морских самолетов. Проектирование вынужденно затянулось из-за занятости сухопутной тематикой, и машина вышла на испытания только в конце 1930 года. Гидроканал еще не вступил в строй, и обводы лодки выбирались, главным образом, по интуиции. Правда, определенную пользу принес анализ конструкции ряда гидроаэропланов, проведенный И.И.Погосским. Обводы лодки МДР-2 оказались удачными, и первый морской самолет обладал хорошей мореходностью. В 1931 году начались полеты. И хотя были получены расчетные летные данные, в серию самолет не пошел - вынужденная задержка с постройкой привела к тому, что МДР-2 морально устарел.
Испытание лонжерона крыла АНТ-1 на прочность (собственным весом). 1923. Сидят на лонжероне слева направо: А.И.Путилов, И.И.Погосский, А.Н.Туполев, Н.С.Некрасов и Е.И.Погосский. |
Источники информации:
Помогали: