Э.Ю.Преман
( - 22.07.1937)

Э.Ю.Преман      Преман Эдгар Юганович - летчик-испытатель НИИ ВВС, старший лейтенант.
    Эстонец. По воспоминаниям П.М.Стефановского, Эдгард Юганович был славным веселым парнем, отличным смелым летчиком-испытателем и чудесным чутким товарищем. Маленький, плотный, с круглым, улыбчивым лицом, он обладал редким остроумием.
    Вместе с В.К.Коккинаки, В.А.Степанчонком, С.П.Супруном и В.Н.Евсеевым входил в состав пилотажной группы "красная пятерка", выполнявших высший пилотаж первоначально на И-5, а с 1935 г. - на специально облегченных И-16, красных с черными капотами.
    Участвовал в госиспытаниях ЦКБ-3 (И-15) № 7 без чайки на верхнем крыле (1935), ДИ-6 М-25 (1936).
    На И-15 буксировал планер Г-9 с П.М.Стефановским, установивший 12 марта 1936 г. рекорд высоты - 10360 м.
    Погиб 22 июля (по др.данным 21 июня) 1937 г. при выполнении испытательного полета на истребителе "7211" конструкции А.А.Боровкова и И.Ф.Флорова.
    1 июня 1937 г. "семерку" облетал летчик НИИ ВВС П.М.Стефановский, который дал машине положительную оценку. Заинтересовался новым самолётом и прибывший из Испании Яков Смушкевич. Было решено в кратчайший срок провести госиспытания, самолет отправить в подмосковный город Щелково. Для перегонки с авиазавода на аэродром НИИ прибыл один из наиболее опытных испытателей - Эдгар Юганович Преман. Он, как всегда, подробно ознакомился с новым самолетом на земле. Отлично взлетел и направился в зону пилотажа. Выполнив положенные эволюции, он развернул машину на аэродром. Внезапно прекратил работу мотор М-85.
    Идти на посадку? Но произвести ее не так легко. Самолет весьма необычен, и летчику совершенно неизвестны его качества на планировании. К тому же заводской аэродром имел чрезвычайно малые размеры. Там и сям его окружали препятствия.
    Преман блестяще выполнил расчет на посадку. Самолет круто снижается к земле. Остановившийся винт создает дополнительное торможение. Под крылом проскользнули заводские цехи, вечно не к месту расположенные трубы, мачты, вышки, телеграфные столбы.
    Но перед выравниванием самолет немного просел и приземлился за два метра до начала аэродромной полосы, поперек проходящей здесь железнодорожной ветки. Машина молниеносно сделала невероятное сальто, и Преман погиб.
    Командование приняло решение похоронить Э.Ю. Премана на территории НИИ, со всеми воинскими почестями. Для перевозки тела послали четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3Р.
    Причину катастрофы скоро определили - засорился жиклер карбюратора. Такое, к сожалению, случалось и случается по сей день. Тем не менее, нашли виновных. Ими определили директора авиазавода №21 Мирошникова и главного конструктора моторного завода №29 в Запорожье А.С.Назарова, которых и арестовали.

Источники информации: