Э.Ю.Преман
( - 22.07.1937)
Преман Эдгар Юганович
- летчик-испытатель НИИ ВВС, старший лейтенант.
Эстонец. По воспоминаниям П.М.Стефановского,
Эдгард Юганович был славным веселым
парнем, отличным смелым летчиком-испытателем
и чудесным чутким товарищем. Маленький,
плотный, с круглым, улыбчивым лицом, он
обладал редким остроумием.
Вместе с В.К.Коккинаки,
В.А.Степанчонком, С.П.Супруном и
В.Н.Евсеевым
входил в состав пилотажной группы "красная пятерка", выполнявших высший
пилотаж первоначально на И-5, а с 1935 г. - на специально облегченных И-16,
красных с черными капотами.
Участвовал в госиспытаниях ЦКБ-3 (И-15) № 7 без чайки на верхнем крыле (1935),
ДИ-6 М-25 (1936).
На И-15 буксировал планер Г-9 с П.М.Стефановским,
установивший 12 марта 1936 г. рекорд высоты -
10360 м.
Погиб 22 июля (по др.данным 21 июня) 1937 г. при
выполнении испытательного полета на истребителе "7211" конструкции А.А.Боровкова и И.Ф.Флорова.
1 июня 1937 г. "семерку" облетал летчик НИИ ВВС П.М.Стефановский, который дал
машине положительную оценку. Заинтересовался новым самолётом и прибывший из
Испании Яков Смушкевич. Было решено в кратчайший срок провести госиспытания,
самолет отправить в подмосковный город Щелково. Для перегонки
с авиазавода на аэродром НИИ
прибыл один из наиболее опытных испытателей - Эдгар Юганович Преман.
Он, как всегда, подробно ознакомился с новым самолетом на земле. Отлично
взлетел и направился в зону пилотажа. Выполнив положенные эволюции, он развернул
машину на аэродром. Внезапно прекратил работу мотор М-85.
Идти на посадку? Но произвести ее не так легко. Самолет весьма необычен, и
летчику совершенно неизвестны его качества на планировании. К тому же заводской
аэродром имел чрезвычайно малые размеры. Там и сям его окружали препятствия.
Преман блестяще выполнил расчет на посадку. Самолет круто снижается к
земле. Остановившийся винт создает дополнительное торможение. Под крылом
проскользнули заводские цехи, вечно не к месту расположенные трубы, мачты,
вышки, телеграфные столбы.
Но перед
выравниванием самолет немного просел и приземлился за два метра до начала
аэродромной полосы, поперек проходящей здесь железнодорожной ветки. Машина
молниеносно сделала невероятное сальто, и Преман
погиб.
Командование приняло решение похоронить Э.Ю. Премана на территории НИИ, со
всеми воинскими почестями. Для перевозки тела послали четырехмоторный
бомбардировщик ТБ-3Р.
Причину катастрофы скоро
определили - засорился жиклер карбюратора. Такое, к сожалению, случалось и
случается по сей день. Тем не менее, нашли виновных. Ими определили директора
авиазавода №21 Мирошникова и главного конструктора моторного завода №29 в
Запорожье А.С.Назарова, которых и арестовали.
Источники информации: