Сузи Томас Павлович
- советский лётчик-испытатель, подполковник.
Считался
одним из самых опытных советских
испытателей. С 1932 г. проводит испытания истребителей И-4, И-Z,
оснащенных динамореактивными
пушками конструкции Курчевского. Командует бригадой истребителей
НИИ ВВС. После
того, как опыты с безоткатками были
признаны вредительскими и ненужными, поступил на должность начальника
летно-испытательной станции авиазавода №
21.
Здесь он в 1937 г. испытывает И-166 с
М-25В. 3 августа 1938 Сузи впервые
поднимает в воздух "Иванов" Н.Н.Поликарпова.
С 8 июля 1939 он проводит полеты на И-180-2 по программе
госиспытаний НИИ ВВС.
5 сентября произошла катастрофа, в
результате которой летчик-испытатель Сузи
погиб. Пилоту предстояло в этот день
слетать на максимальный потолок с
выполнением горизонтальных площадок после
каждой тысячи метров. Через 21 минуту после
взлета, в 9 часов 19 минут, стоящие на земле
наблюдатели заметили штопорящий на высоте
3000 метров самолет, который затем перешел в
пикирование и врезался в землю. Летчик
покинул машину на высоте 200-250 метров, однако
парашютом не воспользовался и разбился.
Аварийная комиссия определила причину
катастрофы: "по вине материальной части".
Было решено, что во время прохождения
горизонтальной площадки, на высоте
максимального потолка лопнул кольцевой
маслорадиатор. Пилота ослепило кипящим
маслом, он потерял сознание и оставил
управление. Далее самолет стал
беспорядочно падать и из-за сильной дымки
стал заметен лишь на высоте 3000 метров. Пилот
очнулся, попытался воспользоваться
парашютом, но не успел. Лицо и светлый
комбинезон Томаса Сузи действительно были
забрызганы маслом.
Многие не согласились с выводами комиссии.
Существовало, например, мнение начальника
бригады № 3 Костенко, который считал, что
причиной катастрофы, наиболее вероятно,
стала неисправность кислородной
аппаратуры. Нарекания на кислородное
оборудование, установленное на И-180-2,
отмечались и ранее. По мнению Костенко,
пилот потерял сознание после подключения к
кислородному прибору, его голова
навалилась на левый борт кабины и частично
выступала за козырек. Двигатель при этом
работал на максимальном режиме,
маслорадиатор какое-то время спустя
действительно разрушился, и кипящее масло
стало выбивать из-под капота и растекаться
по фюзеляжу. При попадании этого масла в
лицо Сузи очнулся от болевого шока и
попытался возобновить управление
самолетом. При этом он ничего не видел,
попытка взять управление не удалась, и
самолет сорвался в штопор. Неудачным стало
и покидание с парашютом - возможно, пилот
вторично потерял сознание и разбился.
Источники информации: