Никашин Алексей Иванович
- летчик-испытатель, подполковник.
Окончил Ленинградскую школу летчиков (1925), Военно-воздушную Академию
РККА (1935), став одним из первых летчиков-испытателей с высшим инженерным образованием.
В 1935 года на испытательной работе в НИИ ВВС. Никашин проводил испытания опытных самолетов
Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Горбунова, Гудкова,
а также ряда самолетов зарубежного
производства. Среди них Fairey Phantom, ДИ-6 М-25
(1937), И-16 (1936-39), И-22, Me-109Е с ДБ-601А (1940), УТИ-26-2
(1941), ИТП (1942). На И-5 участвовал в испытании «звена» Вахмистрова
(1935). Провел испытания ПИ-1 Д.П.Григоровича
и И-14 на штопор (1936-37). При испытании ПИ-1 был
вынужден покинуть самолет, не выходивший
из плоского штопора.
Поднял в небо и провел испытания истребителя И-301 (ЛаГГ-1)
(28.03.1940), первого серийного ЛаГГ-3 (23.01.1941). 11 августа 1940 заход на посадку
И-301 против солнца
в совокупности с малыми размерами аэродрома завода №301 привел грубой
посадке с поломкой шасси.
Провел заводские и государственные
испытания истребителей И-185 с М-71, ЛаГГ-3
М-82 (Ла-5) (1942). В конце апреля 1943 А.Никашин на Ла-5 М-82ФН провел учебные бои
против Ме-109Г-2, которые показали превосходство
Ла-5ФН на малых и средних высотах.
Погиб 12 июня 1943 при испытании истребителя Гу-1 (ГУ-37)
М.И.Гудкова, близкого по схеме к американской «Эркобре».
При первом взлете самолет, после чрезмерно
большого разбега, набрав по прямой высоту
до 200 м, свалился набок и пошел в пике до земли. Взлет производился в
Троице-Лыковом в 10 км от ЦА в 14.20.
Награжден 3 орденами.
Источники информации: