Ю.И.Пионтковский
(1896-1940)

Ю.И.Пионтковский      Пионтковский Юлиан Иванович - Лётчик-испытатель.
    Родился 13 (25) февраля 1896 года в городе Киев. В 1911 окончил городское училище, в 1914 – ремесленное техническое училище.
    В армии с августа 1915. В 1915 в составе учебной команды выучился на механика, в 1916 окончил школу авиамотористов в Петрограде.
    Участник первой мировой войны: в 1916-1917 – механик 12-го армейского авиаотряда (Северный фронт); старший унтер-офицер.
    В РККА с ноября 1917. В 1919 окончил Московскую авиационную школу.
    Участник гражданской войны: в июле 1919-январе 1920 – лётчик, командир звена 19-го авиаотряда (Западный фронт), в январе-апреле 1920 – лётчик 31-го авиаотряда (Западный фронт), в апреле-августе 1920 – лётчик 18-го авиаотряда (Юго-Западный фронт), в августе-октябре 1920 – лётчик 14-го авиаотряда (Юго-Западный фронт).
    После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1923-1924 – лётчик тренировочной авиаэскадрильи Управления ВВС (г.Москва). В августе 1924-январе 1925 – лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы. В январе-мае 1925 – лётчик-инструктор Серпуховской авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. В 1925-1927 – лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (в ноябре 1926-октябре 1927 – начальник лётного отделения ВВА). В 1927-193.. – командир отряда учебно-лётной авиаэскадрильи ВВА имени Н.Е.Жуковского. Поднял в небо и провёл испытания самолётов конструкции А.С.Яковлева: АИР-1 (12.05.1927), АИР-2 (октябрь 1928), АИР-3 (июль 1929), АИР-4 (сентябрь 1930). 19.07.1927 на самолёте АИР-1 совершил перелёт Севастополь-Москва, в ходе которого было установлено 2 незарегистрированных мировых авиационных рекорда дальности и продолжительности полёта.
    С 1931 – лётчик-испытатель авиазавода №39 (г.Москва); испытывал серийные ТБ-3 (1932-1933), И-Z (1933), И-15, И-16. Поднял в небо и провёл испытания АИР-5 (1931), АИР-6 (май 1932), АИР-7 (19.11.1932), головного ТБ-3 а/завода №39 (7.12.1932), ДИ-4 (4.01.1933), АИР-8 (август 1933), ЛР-1 №2 (ЦКБ-1 №2) (27.01.1934), АИР-9 (2.10.1934), БИЧ-14 (декабрь 1934), АИР-9бис (1935), АИР-10 (УТ-2) (11.07.1935), АИР-14 (УТ-1) (1935), АИР-12 (27.07.1936), АИР-11 (1936). Провёл испытания АИР-2с (1931), И-Z (1931), ТШ-1 (1931), ТШ-2 (1932), «Сталь-МАИ» (1934). С ноября 1936 – в запасе.Ю.И.Пионтковский
    С ноября 1936 – лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Поднял в небо и провёл испытания АИР-18 (9.08.1937), ОКО-1 (октябрь 1937), Я-21 (УТ-21) (начало 1938), Я-19 (конец 1938), ББ-22 (Як-4) (февраль 1939), И-26 (Як-1) (13.01.1940). Весной 1937 провёл испытания ТБ-3 с дизелями АН-1.
    В 1937 на самолёте УТ-1гидро установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Летал на самолетах 300 типов. В 1927-1940 гг. провел летные испытания более 50 типов и модификаций самолетов Яковлева (от АИР-1 до Як-1).
    Погиб 27 апреля 1940 года при выполнении испытательного полёта на И-26 (Як-1).
    «Малоразговорчивый, спокойный Юлиан с первых полетов оценил превосходный воздушный аппарат и с упрямством наездника испытывал машину. Он крутил под облаками «бочку», которая никак не получалась. Самолет взмывал вверх, снижаясь, ложился на спину. И вдруг кувыркнулся вниз...». На малой высоте самолет сорвался в штопор.
    Катастрофа произошла из-за производственного дефекта. Аварийная комиссия высказала предположение, что произошло разрушение обшивки носка крыла из-за ударов сорвавшихся с замков стоек шасси при выполнении Пионковским бочки. Старейшие прочнисты ЦАГИ А.М.Каширин и Н.Н.Корчемкин, прочнист яковлевского КБ А.А.Борин и др. утверждали, что основная причина катастрофы - недостаточная прочность крыла и излишняя уверенность, в общем, осторожного летчика в И-26...
    Испытания И-26 продолжили П.Я.Федрови и С.П.Супрун.
   Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
   Награждён орденами Ленина, Красной Звезды.

Источники информации: