В.Л.Расторгуев
(1910 - 1945)
Расторгуев Виктор Леонидович - Лётчик-испытатель 2-го
класса (1943).
Родился 30 октября (по
другим сведениям - 12 ноября) 1910 года в
городе Саратов. Работал шофёром.
В 1931 окончил Высшую лётно-планерную
школу (Коктебель), оставлен в ней лётчиком-инструктором.
В 1937-1939 - командир планерного отряда
Центрального аэроклуба. Установил ряд всесоюзных и мировых
рекордов по планерному спорту.
В 1939-1941 - лётчик-испытатель ЦАГИ. Провёл испытания FW-190A.
С апреля 1941 по
май 1945 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участник Великой Отечественной войны: в
июле-августе 1941 - лётчик 2-й отдельной
истребительной авиаэскадрильи (ПВО г.Москвы).
Выполнил первый полёт и
провёл испытания планеров Г-11 (2.09.1941), А-7
(2.09.1941), ЛС (18.08.1942); самолётов Як-3ПД
(3.10.1944), Як-3 с ВК-108 (19.12.1944), Як-3РД (22.01.1945), Як-3Т(24.01.1945). Провёл испытания:
ЛаГГ-3 на флаттер (1941); Пе-2 на штопор (1942); Ла-5
на штопор(1943); Як-3 на штопор (1944); Як-5
(1944); Як-8 (1944); Як-10 (1945). С 1945 - лётчик-испытатель
ОКБ А.С.Яковлева. Внес большой вклад в разработку
методики вывода из плоского штопора.
15 августа, при испытаниях Як-3РД после нормального включения
ЖРД через 10...15 с упала тяга при одновременном падении давления керосина.
Спустя еще несколько секунд кабина наполнилась брызгами и парами бензина,
попавшими в лицо и глаза летчика, что крайне затруднило пилотирование. Летчик
выключил РД и благополучно сел на Центральном аэродроме. На земле комиссия
обнаружила обрыв шунтовой трубки керосиновой магистрали высокого давления.
Неисправность устранили.
Погиб 16 августа 1945 года при
выполнении испытательного полёта на Як-3РД.
В этом полете после выключения ЖРД самолет набрал
высоту 2500 и, сделал "площадку" и плавно перешел в планирование, угол которого
стал постепенно увеличиваться. На пикировании, сначала почти отвесном, а у земли
45...50°, самолет врезался в землю. В.Л.Расторгуев погиб.
Причину катастрофы установить не удалось, но достоверно, что
не было взрыва РД, пожара или явного разрушения самолета в воздухе. В акте
комиссии высказано предположение, что причиной катастрофы могла быть потеря
летчиком способности управлять самолетом или поломка в системе управления рулем
высоты.
Жил в городе Жуковский Московской области.
Похоронен в Москве, на Ваганьковском
кладбище.
Награждён орденами Красного
Знамени, Трудового Красного Знамени, «Знак
Почёта», медалью.
Источники информации: