С.П.Супрун
(1907 - 1941)

С.П.Супрун     Супрун Степан Павлович - Лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза, подполковник.
    Родился 2 августа 1907 года в селе Речки близ города Белополья на Украине.
В 1913 мать увозит его в Канаду, к отцу, уехавшему туда в 1911 г. В 1925 г. семья возвращается в Советскую Россию. С октября 1929 по июль 1931 Степан - курсант школы младших авиаспециалистов в Смоленске и школы военных пилотов.
   С июля 1933 г. на испытательной работе в НИИ ВВС РККА. Новый непосредственный начальник Супруна В.А.Степанчонок познакомил его с командиром бомбардировщика ТБ-3 Стефановским. После вывозного полета на истребителе, довольный молодым летчиком, Стефановский принял его в группу "Звено" Вахмистрова. В испытаниях "Звена" Супрун участвовал до 1938 г.
    В 1935-39 гг он участвовал в первомайских воздушных парадах над Красной площадью, демонстрировал высший пилотаж на Тушинском аэродроме - как одиночный, так и в составе "красной пятерки".
    В 1936 г. награждён орденом Ленина за испытания и овладение новой техникой.
    В декабре 1937 г. избирается депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.
    Испытывал варианты И-16, самолеты Северский 2PA-L (1938), Ме-109 ЮМО 210 (1938) и др.
    Уже в 1938 году в его аттестации было записано:"... Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этой части НЕЗАМЕНИМ".
    В характеристике за 1939 г. отмечается: "Участвовал в облете почти всех опытных самолетов и дал конструкторам целый ряд ценных замечаний, пользуется большим авторитетом в конструкторском мире, влияет на улучшение конструкции самолетов".
  После перелета в Америку корреспондент газеты "Правда" спросил, как чувствует В.П.Чкалов себя в роли самого бесстрашного человека в мире (ведь ему покорился Северный полюс), он ответил: "Я - самый бесстрашный? Тогда вы не знаете Супруна!". После гибели Чкалова, Супрун добился разрешения испытывать самолет И-180-2, а 1 мая 1939 г. продемонстрировал И-180 на воздушном параде над Москвой. Проверяя И-180 "на живучесть", летчик крутил на нем высший пилотаж. Полет - посадка, полет - посадка. И вот при очередной посадке подломилось шасси. Самолет на большой скорости скапотировал. Супруна извлекли из под обломков истребителя, он был без сознания.С.П.Супрун и В.П.Чкалов с товарищами по работе в НИИ ВВС
   Когда Супрун появился после госпиталя на аэродроме ему передали вызов из Кремля. Там ему предложили поехать с добровольцами в Китай, где разгорался конфликт с Японией.
   В июне 1939 года Степан Супрун отправился в Китай. Его группе было доверено защищать небо над городом Чунцин. Она состояла из двух подразделений Одно летало на И-15 под командованием К.Коккинаки и предназначалось для борьбы с бомбардировщиками, а другое на И-16 для борьбы с истребителями противника. Успешные боевые действия раскрыли талант Супруна не только как боевого летчика, а также как и командира. 
   В январе 1940 года, вызванный институтом, Супрун, единственный из группы, вылетел в Москву для проведения испытаний новых истребителей. В марте 1940 г. он в составе советской комиссии по закупке самолетов побывал в командировке в Германии. Здесь он выполнил ряд полетов на совершенно незнакомых ему германских самолетах, в т.ч. He-100, восхитив этим Хейнкеля. Затем производил облет уже закупленных самолетов. С мая по октябрь 1940 в НИИ ВВС Долгов, Дудкин, Кабанов, Ковальчук, Николаев, Супрун, Шапоров и др. испытали Не 100, Bf 109, Bf 110, Do 215B, Ju88A-1, Bu 131D, Bu 133, FW 58B, FW 58C.
    20 мая 1940 г. Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза.
    В мае 1940 (до июня 1941 г) он участвовал в испытаниях истребителя ИС-1 В.В.Шевченко и В.В.Никитина. 25 мая Супрун выполнил 2 полета на истребителе И-200 № 01 (МиГ-1). По результатам госиспытаний самолета И-200 АМ-35А он отметил, что И-200: "является самым доведенным самолетом при поступлении его на гос. испытания, которые опытный самолет прошел хорошо". С 15 по 27 июня Степан Павлович вместе со Стефановским провел в НИИ ВВС государственные испытания И-301 (ЛаГГ-1). В июле проводил госиспытания И-153 с герметической кабиной конструкции инженера Щербакова.
    Во время заводских испытаний первого экземпляра истребители И-21 Стефановский и Супрун отметили, что истребитель недостаточно устойчив в воздухе, а посадка на нем опасна. Посадив самолет, Супрун подошел к ведущему инженеру испытания и сказал:
    - На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия.
     В январе-феврале 1941 г. участвовал в облете УТИ-26 (Як-7УТИ), с апреля - И-30 (Як-3-1). Отчет об испытании Як-1М с предложением о запуске самолета в серию был им подписан 26 июня 1941 г. К этому времени он облетал около 140 самолетов.Степан Супрун в кабине He-100
     23 июня 1941 С.П.Супрун от имени командования НИИ ВВС вносит предложение по формированию полков из лётчиков-испытателей на базе новейшей техники. И.В.Сталин дает на формирование 6 полков (в т.ч. двух истребительных на МиГ-3) 3 суток. 29 июня С.П.Супрун, П.М.Стефановский, А.И.Кабанов были вызваны в Кремль, где доложили о ходе работ. А уже 30-го Супрун в качестве командира 401 иап особого назначения вылетел на фронт. В первый же день своего прибытия он лично уничтожил 2 вражеских самолета. Супрун лично водил своих летчиков в бой, летал на разведку, прикрывал бомбардировщики.
    Утром 4 июля Степан Павлович слетал на разведку, затем дважды водил свой полк на сопровождение бомбардировщиков. Перед четвертым вылетом он подошел к инженерам эскадрилий Н.С.Павлову и А.А.Манучарову, пожал плечами и сокрушенно сказал:
    - Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот уже вылетаю в четвертый раз, а пока не сбил ни одного самолета противника.
    Шестой вылет 4 июля 1941 года оказался для Супруна последним. В паре ст. л-том Остаповым Степан Павлович ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский Фокке-Вульф-200 "Кондор", атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк через двое суток.
     Подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, вскоре в облаках обнаружил второй "Кондор". Не заметив сопровождающих бомбардировщик истребителей, Степан Павлович бросился в атаку. Во время выхода из нее пуля немецкого стрелка попала Супруну в грудь. (По утверждениям экспертов, с истребителя он такого ранения получить не мог) Из облаков вывалилась четверка "мессеров". Будучи уже раненым Степан Павлович не вышел из боя и с первой же атаки сбил "мессершмитт". Уже теряя сознание от потери крови, Супрун пропустил атаку немецкого истребителя. Огонь последнего оказался точным. МиГ загорелся. Напрягая последние силы, пытаясь спасти себя и машину, Супрун сумел посадить самолет на поляне возле леса...
    Местные жители видели как три "мессершмитта", окружив горящий МиГ, шли за ним как на параде. Наш самолет приземлился на опушке леса. Казалось, что советский летчик выскочит из кабины горящей машины, но самолет вдруг весь вспыхнул, в нем что-то взорвалось. Один из "мессеров" снизившись, еще раз обстрелял горящий МиГ. (Следы пулевых вмятин на бронеспинке, найденной на месте посадки Супруна, говорят, что этой очередью немцу не удалось поразить тело советского летчика). Местные жители успели захоронить летчика до подхода немцев. Выкопав неглубокую яму, застелив ее листами обшивки самолета, местные жители осторожно положили тело пилота на дно, покрыли его жестью, забросали землей и дерном.
    22 июля 1941 года Степану Павловичу Супруну посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
    Только в июле 1960 г. его останки были найдены у деревни Монастыри в районе г.Толочин Витебской обл. С большими почестями они были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.
    Его именем названа улица в г.Сумы.

Источники информации: