В.И.Гроцкий
(1932 - 1963)

    Гроцкий Владимир Иванович - Лётчик-испытатель 3-го класса (1961), майор (1962).
    Родился 18 июля 1932 года в селе Красный Яр ныне Балаковского района Саратовской области.
    В армии с августа 1951. В 1954 окончил Борисоглебское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация).
    С января 1959 по февраль 1961 – лётчик-испытатель 27-го и 557-го отдельных смешанных испытательных авиационных полков НИИ-4; принимал участие в испытаниях различного авиационного вооружения.
    С февраля 1961 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (1-е Управление). Выполнил ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
    Погиб 9 апреля 1963 года при выполнении испытательного полёта на Су-7Б.
    На этом самолете проводились испытании прицела для бомбометания с кабрирования – ПБК-1.
    Рассказывает Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации С.А.Микоян, в то время – начальник 1-го управления ГНИКИ ВВС.
    «Испытательные полеты выполняли Вадим Петров и Владимир Гроцкий. В один несчастный день утром после полета Петрова второй полет выполнял Гроцкий. Самолет шел к цели со скоростью 1050 км/час на высоте менее 100 метров. Неожиданно у него стали выпускаться посадочные закрылки (могло произойти замыкание в цепи или летчик случайно нажал кнопку их выпуска). Скорость полета почти в два раза превышала предельно допустимую по прочности для выпущенных закрылков, поэтому большой кусок закрылка отломился и ударил по половинке стабилизатора, отбив ее (она упала на землю вслед за куском закрылка). Дальше произошло что-то невероятное: самолет упал почти тут же после падения половинки стабилизатора, хотя, имея большую скорость, должен был пролететь дальше по инерции.
    На самолете были подвешены три бомбы, но их в обломках не нашли, а «ушки» их подвески оказались разорванными. Ведущий инженер по испытаниям В.Комлюхин что-то посчитал на бумажке и пошел вперед по направлению полета самолета. Примерно в трех километрах он нашел все три оторвавшиеся бомбы. Выяснили, что ушки рассчитаны на силу до 3000 кг. Вес бомбы 100 кг, значит, перегрузка была около 30! Неужели на самолете могла возникнуть такая большая перегрузка? Расчетная разрушающая перегрузка всего 12!
   Причиной это оказалась поломка половины стабилизатора. Дело в том, что при полете на предельной приборной скорости создается сильный кабрирующий момент – самолет стремится поднять нос и уйти вверх. Летчик удерживает его в горизонтальном полете почти полной отдачей ручки от себя. Аэродинамические расчеты показали, что при отломленной одной половине управляемого стабилизатора оставшаяся половина не могла удержать самолет в горизонтальном полете, - он «вздыбился», как бы встал поперек направления движения и резко затормозился. Стальные лонжероны его крыла переломились, как спички, еще до удара о землю. Мощные стойки шасси, похожие на стволы тяжелых гаубиц, сорвав замки, рывком выпустились и скрутились под действием силы инерции колес. А бомбы сорвались с подвески. При такой перегрузке летчик погиб, очевидно, еще в воздухе».
    Жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Похоронен в городе Кинешма Ивановской области.
    Награждён медалями.

Источники информации:

Помогали: