Рогачев Юрий Иванович - Летчик-испытатель HИИ ВВС,
подполковник.
Генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза,
Заслуженный летчик-испытатель СССР С.А.Микоян, называя Ю.И.Рогачева своим
близким товарищем, характеризует его как очень хорошего летчика, умного человека
и пытливого испытателя. После ухода
Г.Т. Берегового в космонавты Рогачев стал
командиром эскадрильи 1-го (истребительного) управления ГКНИИ ВВС, его прочили
на должность старшего летного начальника Управления. Как летчик-испытатель
Рогачев особенно отличился при испытаниях Ту-128 и различных вариантов Су-7Б.
В 1962 г. принимал участие в совместных
государственных испытаниях перехватчика Ту-128, проводившихся в ЛИИ. В одном из
полетов перехватчик, пилотируемый Ю.Рогачевым и Н.Мозговым, на высоте 11800 м
потерял устойчивость и сорвался в штопор. Лишь благодаря исключительному
мужеству, хладнокровию и мастерству пилота на высоте 2000 м машину удалось
вывести в горизонтальный полет и благополучно посадить на аэродром. На
протяжении всего падения Рогачев передавал на командный пункт информацию о
поведении перехватчика и обо всех своих действиях. За спасение опытного самолета
в этом полете Рогачев был награжден орденом Красного Знамени, а Мозговой –
орденом Красной Звезды.
С.А.Микоян вспоминает: «В середине 60-х годов специалисты из
Центра подготовки космонавтов выбрали кандидатов из числа желающих летчиков НИИ
для прохождения медкомиссии, среди которых оказался и Рогачев. Результаты
прохождения различных тестов, определяющих физиологические, психологические и
профессиональные качества, у него были по всем параметрам выше, чем у других
кандидатов. Однако, когда сделали жесткую рентгенограмму позвоночника, выявили
остеохондроз со смещением позвонков – профессиональное заболевание
летчиков-истребителей, усиленное многократными перегрузками в последнее время.
Рогачева не только не допустили в космонавты, но и списали с истребителей и
перевели на Чкаловскую летчиком-испытателем транспортных самолетов и вертолетов.
На проводах из 1-го управления Юра сказал: «Ну, теперь до старости летать
буду!», имея в виду безопасность транспортных самолетов по сравнению с
истребителями. Но смерть подстерегла его именно здесь».
Погиб 14 января 1966 г при выполнении
испытательного полета на Ту-134.
В целях ускорения
создания Ту-134, самолет Ту-134 "дублер" с двигателями Д-20П-125
18 декабря 1965 г. был передан на этап
Государственных испытаний в ГК НИИ ВВС.
В данном полете,
экипаж самолета Ту-134, закончив режим испытания элеронного управления и доведя
самолет до предельного числа М = 0,86, решил сократить время на подготовку к
следующему режиму и не погасив скорость, приступил к выполнению очередного
совершенно нового режима. Командир экипажа
- В.М.Евсеев - отклонил на
скорости М=0,86 полностью руль
направления (РН) на 25°.
На Ту-134, начиная с М = 0,84, четко проявлялась
обратная реакция по крену на действия руля направления. Самолет резко
накренился, летчик будучи совершенно не знаком с этим явлением, усугубил крен, и
самолет, войдя в крутое планирование, с огромной скоростью врезался в
землю. Экипаж погиб.
По записям магнитофона второй пилот (Рогачев) в неуправляемом полете
(падении) кричал командиру: "Отпусти!".
Вероятно, он, как более опытный в пилотаже, осознал обратную реакцию
крена на РН и был готов к выведению самолета, но не мог пересилить командира, не имевшего такого опыта и
усугублявшего ситуацию ошибочными в этом случае действиями с управлением.
По мнению С.А.Микояна, отличному от мнения
авиапромышленности, причиной катастрофы стали колебательные изгибы хвостовой
части фюзеляжа на большой скорости полета («бустерный флаттер»), приведшие к
разрушению хвоста, в результате чего самолет полностью лишился управления.
Источники информации:
Помогали: