Ю.И.Рогачев
(19?? - 1966)

Ю.И.Рогачев    Рогачев Юрий Иванович - Летчик-испытатель HИИ ВВС, подполковник.
    Генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР С.А.Микоян, называя Ю.И.Рогачева своим близким товарищем, характеризует его как очень хорошего летчика, умного человека и пытливого испытателя. После ухода Г.Т. Берегового в космонавты Рогачев стал командиром эскадрильи 1-го (истребительного) управления ГКНИИ ВВС, его прочили на должность старшего летного начальника Управления. Как летчик-испытатель Рогачев особенно отличился при испытаниях Ту-128 и различных вариантов Су-7Б.
    В 1962 г. принимал участие в совместных государственных испытаниях перехватчика Ту-128, проводившихся в ЛИИ. В одном из полетов перехватчик, пилотируемый Ю.Рогачевым и Н.Мозговым, на высоте 11800 м потерял устойчивость и сорвался в штопор. Лишь благодаря исключительному мужеству, хладнокровию и мастерству пилота на высоте 2000 м машину удалось вывести в горизонтальный полет и благополучно посадить на аэродром. На протяжении всего падения Рогачев передавал на командный пункт информацию о поведении перехватчика и обо всех своих действиях. За спасение опытного самолета в этом полете Рогачев был награжден орденом Красного Знамени, а Мозговой – орденом Красной Звезды.
    С.А.Микоян вспоминает: «В середине 60-х годов специалисты из Центра подготовки космонавтов выбрали кандидатов из числа желающих летчиков НИИ для прохождения медкомиссии, среди которых оказался и Рогачев. Результаты прохождения различных тестов, определяющих физиологические, психологические и профессиональные качества, у него были по всем параметрам выше, чем у других кандидатов. Однако, когда сделали жесткую рентгенограмму позвоночника, выявили остеохондроз со смещением позвонков – профессиональное заболевание летчиков-истребителей, усиленное многократными перегрузками в последнее время. Рогачева не только не допустили в космонавты, но и списали с истребителей и перевели на Чкаловскую летчиком-испытателем транспортных самолетов и вертолетов. На проводах из 1-го управления Юра сказал: «Ну, теперь до старости летать буду!», имея в виду безопасность транспортных самолетов по сравнению с истребителями. Но смерть подстерегла его именно здесь».
    Погиб 14 января 1966 г при выполнении испытательного полета на Ту-134.
    В целях ускорения создания Ту-134, самолет Ту-134 "дублер" с двигателями Д-20П-125 18 декабря 1965 г. был передан на этап Государственных испытаний в ГК НИИ ВВС.
   В данном полете, экипаж самолета Ту-134, закончив режим испытания элеронного управления и доведя самолет до предельного числа М = 0,86, решил сократить время на подготовку к следующему режиму и не погасив скорость, приступил к выполнению очередного совершенно нового режима. Командир экипажа - В.М.Евсеев - отклонил на скорости М=0,86 полностью руль направления (РН) на 25°.
    На Ту-134, начиная с М = 0,84, четко проявлялась обратная реакция по крену на действия руля направления. Самолет резко накренился, летчик будучи совершенно не знаком с этим явлением, усугубил крен, и самолет, войдя в крутое планирование, с огромной скоростью врезался в землю. Экипаж погиб.
    По записям магнитофона второй пилот (Рогачев) в неуправляемом полете (падении) кричал командиру: "Отпусти!". Вероятно, он, как более опытный в пилотаже, осознал обратную реакцию крена на РН и был готов к выведению самолета, но не мог пересилить командира, не имевшего такого опыта и усугублявшего ситуацию ошибочными в этом случае действиями с управлением.
    По мнению С.А.Микояна, отличному от мнения авиапромышленности, причиной катастрофы стали колебательные изгибы хвостовой части фюзеляжа на большой скорости полета («бустерный флаттер»), приведшие к разрушению хвоста, в результате чего самолет полностью лишился управления.

Источники информации:

Помогали: