Кононенко Олег Григорьевич
- Заслуженный лётчик-испытатель СССР (15.08.1980), старший лейтенант запаса.
Родился 6 августа 1938 года в посёлке
Самарское Азовского района Ростовской
области. С 1950 жил в городе Ростов-на-Дону. В
1956 окончил Ростовский аэроклуб и
Ростовский авиационный техникум. Был
неоднократным чемпионом СССР по
авиамодельному спорту.
В 1958 окончил Центральную объединённую
лётно-техническую школу ДОСААФ (г.Саранск).
В 1959-1962 - лётчик-инструктор Вязниковского
учебного авиационного центра ДОСААФ. В
1962-1965 - лётчик-инструктор Ростовского
аэроклуба. В 1965-1966 - пилот ГВФ.
В 1966 окончил вертолётное отделение Школы
лётчиков-испытателей, в 1975 - Московский
авиационный институт.
С марта 1966 - на лётно-испытательной работе в
ЛИИ.
Провёл ряд сложных испытаний на вертолётах
Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, а также на самолёте Як-38 по
тематике института.
Был одним из первых летчиков-испытателей в
программе «Спираль».
Тренировался в ЦПК им. Ю.Гагарина в 1979-1980
годах для полетов на ОК «Буран».
С 1972 участвует в испытаниях
СВВП Як-36М/38. 18 мая совершает первую посадку
Як-36М на палубу нового ПКР «Киев». Осенью 1978
первым опробует взлет с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном
аэродроме.
Во время отработки ВКР с ТАКР «Минск» в
акватории Уссурийского залива 27 декабря 1979
года самолет Як-38У N0303 (борт «09»)потерпел аварию. Летчики
катапультировались буквально из воды. М.С.Дексбах опустился на палубу под куполом еле
успевшего наполниться парашюта, а
Кононенко - в воду, откуда его выловили
спасатели с корабля сопровождения.
Причиной аварии явился неповорот сопел
подъемно-маршевых двигателей (ПМД)
во взлетное положение в процессе разбега.
Отказ произошел из-за переменного контакта
в электроцепи управления положением сопел
ПМД.
Погиб 8 сентября 1980 года при выполнении
испытательного полёта на Як-38.
Отработку ВКР при повышенной влажности и
температуре воздуха проводили на «Минске»
в Южно-Китайском море. 8 сентября 1980 г. в
районе 8° северной широты и 108° восточной
долготы при выполнении очередного
короткого взлета Як-38 N0307 сошел с палубы с
потерей высоты, ударившись колесами об
ограничительный брус, и еще минуту шел в фонтане
брызг над самой водой. У летчика-испытателя
Кононенко времени катапультироваться было
более чем достаточно, однако до последней
секунды он пытался набрать высоту и спасти
машину. Попытка спасения летчика с помощью
дежурившего в воздухе вертолета-спасателя
не удалась, и Як-38 затонул вместе с летчиком.
Изучение причин катастрофы в
ЛИИ и ЦАГИ показало, что торможение
ветрового потока над палубой могло повлечь
за собой снижение подъемной силы крыла,
приведшее к потере скорости и удару о
палубу. После этого cлучая на самолете провели ряд доработок,
повышающих надежность системы поворота
сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.
Жил в городе Жуковский Московской области.
Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина.
Источники информации:
Помогали: