Е.И.Ларюшин
(1934 - 1985)

Е.И.Ларюшин    Ларюшин Евгений Иванович - Герой Советского Союза (26.03.1982), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1978), старший лейтенант.
    Родился 14 января 1934 года в селе Кочема ныне Егорьевского района Московской области. В 1952 окончил Егорьевский аэроклуб.
    В армии с 1952. В 1956 окончил Омское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (бомбардировочная авиация). С 1959 – в запасе.
    25 мая 1959 года был зачислен в первый набор вертолетного отделения ШЛИ, которое окончил вместе с восемью другими слушателями по укороченной программе – в 1960 году (авиация остро нуждалась в вертолетчиках). В этом выпуске были Владимир Щепкин (погиб при испытаниях в ЛИИ вертолета Ми-6 в 1962 г.), Валерий Федоров (погиб при перегоне вертолета Ми-6 с Ростовского вертолетного завода), Валентин Перов (получил тяжелую инвалидность при разрушении в полете планера КАИ-14 во время испытаний его в ЛИИ в 1962 г.), Заслуженные летчики-испытатели СССР Константин Гаврюшев и Вячеслав Громов, летчики-испытатели Анатолий Соколов, Николай Клочков и Владимир Дворянкин.
    В 1960 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей, в 1966 – Московский авиационный институт.
    С июля 1960 – на лётно-испытательной работе в ОКБ Н.И.Камова. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ка-25К (6.05.1967), Ка-29 (28.07.1976). Принимал участие в испытаниях Ка-25, Ка-26, Ка-27, Ка-32, Ка-50 и других вертолётов.
    Погиб 3 апреля 1985 года при выполнении испытательного полёта на вертолёте Ка-50 (В-80 № 01).
    Рассказывает Валентин Перов:
    «С нашего первого вертолетного выпуска при выполнении заданий погибли трое – значит, треть выпуска.
    Женя Ларюшин ... разработал боевой маневр: вертолет должен был выскочить практически в вертикальном режиме из-за горы, за которой прятались душманы, дать залп, уничтожить врага и резко уйти. Этот маневр он демонстрировал перед высокой комиссией, собравшейся на аэродроме в Люберцах...»
    В процессе показательного полета пилот демонстрировал комплекс фигур высшего пилотажа и боевых маневров, подтверждавших высокую маневренность вертолета-штурмовика. Полет завершался боевым маневром, имитировавшим быстрый уход вертолета к земле за укрытие после атаки цели. Выполнялась нисходящая спираль с разворотом до 360o. На завершающем этапе разворота с малой скоростью поступательного движения при большом крене результирующая скорость потока воздуха (дул порывистый ветер 15-20 м/с), действующая на несущие винты снизу, оказалась такой, что вертолет попал в зону «вихревого кольца». Дополнительное увеличение махового движения лопастей за счет воздействия «вихревого кольца» привело к столкновению лопастей и падению машины.
    Внесенные конструктивные изменения позволили в дальнейшем исключить рискованное сближение лопастей винтов и обеспечить безопасное применение этого эффективного маневра в боевых условиях.
    Трагическая гибель Е.И.Ларюшина была для ОКБ им. Камова тяжелым ударом. Его мнение, опыт, интуиция испытателя оказали огромное влияние на формирование облика одноместной боевой машины.
    Жил в городе Люберцы Московской области.
    Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
    Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Его именем назван бульвар в Егорьевске. На здании школы, в которой он учился в Егорьевске, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

Помогали: