Станкявичус Римантас Антанас-Антано
- Заслуженный лётчик-испытатель
СССР (4.10.1989), подполковник.
Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе (Литва).
В армии с 1962. В 1966 окончил Черниговское
ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС.
Участник боевых действий в Египте в марте
1971-апреле 1972.
С 1973 - в запасе. В 1975 окончил
Школу лётчиков-испытателей.
С мая 1975 - на
лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл
ряд испытательных работ на самолётах-истребителях
по тематике института. Участвовал в
испытаниях МиГ-29 на штопор. За время работы освоил 57 типов
летательных аппаратов.
В качестве второго пилота участвовал в:
первом полёте БТС-002 (10.11.1985), первой
автоматической посадке БТС-002 (10.12.1986),
первом полностью автоматическом полёте (23.12.1986).
Всего совершил на БТС-002 14
полетов.
В 1980 окончил Центр подготовки космонавтов.
С 1980 - космонавт-испытатель ОКПКИ (с 1988 -
заместитель начальника ОКПКИ).
По программе подготовки к космическому
полету на «Буране» проводил отработку
системы ручного управления и системы
автоматической посадки на Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ,
оснащённых системой управления «Бурана». Кандидат на первый пилотируемый полет «Бурана».
Погиб 9 сентября 1990 года при выполнении
показательного полёта на Су-27 на
аэродроме Сальгаредо (Италия).
В 1990 году летчики-испытатели ЛИИ С.Н.Тресвятский и
Р.А.-А.Станкявичюс на двух Су-27 были
приглашены участвовать в ежегодном
празднике авиации в Эверетте (США). Вскоре
после возвращения из США Станкявичюс
отправился в Италию, где должно было
состояться аэрошоу на аэродроме "Дж.Каррер"
вблизи г.Сальгареды.
Главным пилотом для проведения
показательных полётов был назначен
Л.Д.Лобас.
Он прилетел в Италию перед основной
делегацией ЛИИ и обратился с просьбой
облетать район полётов. Итальянцы
согласились, но тот полёт 9 августа 1990 г.
закончился трагически: Л.Д.Лобас и
итальянский пилот Марио Феррари разбились.
Но к счастью Л.Д.Лобас остался жив , но
получил сильнейшие травмы и надолго попал в
больницу , а Марио Феррари погиб. На смену Л.Д.
Лобасу и был назначен Станкявичус...
К сожалению, демонстрационный
полет на Су-27 с бортовым номером 14 в Италии 9
сентября 1990 г. стал последним в его биографии.
При выполнении
вертикальной фигуры пилотажа был
выполнен ввод в петлю на высоте,
несколько меньшей расчетной. Выходя из
петли, Станкявичюс почти выровнял
самолет, однако справиться с возникшей
просадкой машины по высоте уже не смог.
Практически плашмя самолет коснулся
земли. Произошел взрыв, унесший жизнь
пилота и оказавшегося на месте падения
члена службы охраны оргкомитета
авиашоу Сильвио Моретто.
Жил в городе Жуковский Московской области.
Похоронен в городе Каунас (Литва), на
Быковском кладбище в Жуковском -
мемориальный знак. Имя Станкявичюса носит улица в г.Жуковском.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями.
Источники информации:
Помогали: